Истории

Художник Бэнкси

Спортивный стиль

Как отдыхали в СССР?

Хоббихорсинг

Где учатся дети знаменитостей?

Ученые нашли ранние признаки развития болезни Паркинсона

Общество
Ученые нашли ранние признаки развития болезни Паркинсона
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков

Американские нейрофизиологи выяснили, что до того как болезнь Паркинсона проявляет себя, то есть до гибели дофаминовых нейронов, в работе контактов-синапсов между ними появляются нарушения. Устранение этой первичной дисфункции потенциально может остановить развитие недуга. Статья с описанием работы была опубликована в пятницу, 15 сентября, в издании Neuron.

— Мы предполагаем, что восстановление функции синапсов до того, как умрут нейроны, может лечь в основу более эффективной терапии болезни Паркинсона, — отметил профессор Северо-Западного университета в Чикаго Дмитрий Краинц.

Ученые пришли к такому выводу в ходе изучения нейронов, полученных от двух женщин-близнецов с мутациями в обеих копиях гена PINK1. Данный участок ДНК взаимодействует с белком паркином, который играет особую роль в переработке поврежденных митохондрий, клеточных «энергостанций». Присутствие таких мутаций в обеих копиях гена практически гарантирует развитие болезни Паркинсона у их носителя.

Именно это и случилось с одной из женщин: болезнь диагностировали у нее в 16 лет. При этом вторая сестра дожила до 48 лет без признаков заболевания. Ученые обнаружили в геноме сестры с недугом мутации не только в обеих копиях гена PINK1, но и в одной копии гена PARK2, отвечающего за производство паркина.

Проведенные опыты на культурах клеток показали, что паркин не только связан с «утилизацией» митохондрий, но и также участвует в работе синапсов — участков, отвечающих за передачу сигналов между соседними нейронами. Паркин играет важную роль в работе именно дофаминовых синапсов, то есть контактов, которые активируются и передают сигнал в присутствии молекул дофамина.

Мутации в гене PARK2, снижающие или полностью подавляющие генерирование белка, приводят к тому, что синапсы нейронов лишаются возможности нормально взаимодействовать с дофамином. В итоге это приводит к массовой гибели дофаминовых нейронов, что провоцирует развитие болезни Паркинсона, говорится в статье.

Как распознать деменцию на ранних стадиях, рассказал кандидат медицинских наук, врач-психиатр, нарколог психиатрической клиники «Госпитальная» Игорь Куреков. Он отметил, что число людей с диагнозом «деменция» увеличивается год от года. Если обнаружить заболевание на ранней стадии, то можно затормозить его развитие.