«Клеверы» обновили
Сюжет:
Москва строитсяВ столице завершился проект реконструкции клеверных развязок на МКАД. О том, как шла реализация этого мегапроекта, поговорили с руководителем Департамента строительства города Москвы Рафиком Загрутдиновым.
— Рафик Равилович, расскажите подробнее о проекте реконструкции развязок на МКАД.
— В последние годы реконструкция и строительство развязок на МКАД являлась одним из приоритетов развития столичной транспортной системы. Работа была синхронизирована с реконструкцией вылетных магистралей внутри МКАД и на территории Московской области. Это позволило значительно увеличить их пропускную способность и обеспечить полноценную интеграцию транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья.
С 2012 года в столице реконструировали и построили 22 развязки МКАД с общей протяженностью дорог более 180 километров, что равняется расстоянию от Москвы до Калуги или Владимира. Пропускная способность каждой развязки после реконструкции увеличилась до 30 процентов.
Характерная особенность старых клеверных развязок на пересечении МКАД и вылетных магистралей — их свойство «самозапираться»: когда блокируется один въезд, практически сразу же останавливаются и остальные. Чтобы решить проблему, на месте «клеверов» появились современные направленные съезды — эстакады и тоннели, которые более эффективно справляются с плотным трафиком, не допуская пересечения транспортных потоков.
— В этом году запустили последнюю — развязку на МКАД с Алтуфьевским шоссе. Что было сделано в рамках реализации проекта?
— К реконструкции развязки МКАД с Алтуфьевским шоссе мы приступили в 2020 году и завершили в сентябре 2024-го. Проект предусматривал замену устаревшего сооружения клеверного типа на современную развязку с направленными съездами c большей пропускной способностью. Сложность работ заключалась в том, что они шли практически без остановки движения транспорта. Теперь перемещаться по МКАД стало быстрее и безопаснее.
Всего было построено 5,4 километра дорог, включая два искусственных сооружения общей протяженностью более 0,8 километра.
Новый путепровод через МКАД длиной 300 метров обеспечил комфортное движение по прямому ходу Алтуфьевского шоссе. Двухполосная эстакада-съезд длиной 550 метров улучшила выезд с него на внешнюю сторону МКАД в сторону Дмитровского шоссе. Кроме того, специалисты построили новый съезд с внешней стороны МКАД на Алтуфьевское шоссе в сторону центра длиной 496 метров, включающий в себя две полосы движения в одном направлении, а также реконструировали существующие съезды с МКАД и на нее длиной 1,4 километра. С внутренней и внешней стороны МКАД обустроили боковые съезды с устройством переходно-скоростных полос в районе пересечения с Алтуфьевским шоссе — всего 2,1 километра дорог.
— Что она даст городу?
— Реконструкция развязки позволила увеличить пропускную способность северного участка МКАД и Алтуфьевского шоссе, а также разгрузить прилегающую к ним улично-дорожную сеть. В частности, снизится нагрузка на участки внешней стороны МКАД от Подушкинского путепровода до Алтуфьевского шоссе (до девяти процентов), Алтуфьевского шоссе от Вологодского проезда до Проектируемого проезда № 6433 (до 17 процентов), а также на съезд на МКАД от торгового центра «Весна» (до 45 процентов).
В результате улучшилась транспортная доступность московских районов Лианозово, Бибирево и подмосковного округа Мытищи, в которых проживают более 550 тысяч человек. В целом благодаря реконструкции Алтуфьевской и Осташковской развязок, расположенных примерно в шести километров друг от друга, улучшилось транспортное обслуживание около одного миллиона местных жителей. Кроме того, снижение загруженности МКАД принесло пользу миллионам автомобилистов и пассажиров городского транспорта, которые регулярно или от случая к случаю ездят по северному и северо-восточному участкам этой магистрали.
— Еще одна очень важная для города развязка — с улицей Верхние поля, которую запустили в марте этого года. Как улучшилось движение на этом участке после ее открытия?
— Реконструкция развязки на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля началась в 2021 году. Основные работы были завершены в марте этого года — на три месяца раньше контрактного срока. Проект предусматривал замену небольшого искусственного сооружения с низкой пропускной способностью на полноценную развязку с направленными съездами, ведущими на Южную рокаду (улица Верхние Поля), Новоегорьевское шоссе и к крупнейшим торговым комплексам «Садовод» и «Мега», а также улучшение выезда на МКАД с улицы Капотни.
В результате реконструкции пропускная способность развязки выросла примерно в 1,5 раза — теперь в часы пик машины могут проезжать по съездам в несколько раз быстрее. Значительно улучшилась транспортная доступность московских районов Капотня, Люблино, Марьино, а также подмосковных городов Дзержинского и Котельники, в которых проживают свыше 600 тысяч человек.
Для удобства передвижения пешеходов открыты три внеуличных перехода: один подземный (в районе торгового центра «Мега») и два надземных (в районе ТК «Садовод» и от ТЦ «Мега» к ТК «Садовод»).
— В прошлом году открылась после реконструкции развязка на пересечении МКАД и Липецкой улицы. Какие работы были выполнены в рамках этого проекта?
— Ранее пересечение МКАД с Липецкой улицей представляло собой классическую развязку клеверного типа, многократно исчерпавшую запас пропускной способности. Ее реконструкцию начали в мае 2021 года, основные работы завершили в сентябре 2023-го, на 16 месяцев раньше срока.
Проект предусматривал замену устаревшего сооружения на современную развязку с направленными съездами, а также реконструкцию МКАД между 26-м и 31-м километром (участок от Московского скоростного диаметра до Каширского шоссе).
Всего было построено 6,8 километра дорог, включая семь искусственных сооружений общей протяженностью более одного километра: тоннель под трассой М-4 «Дон» с внешней стороны МКАД на Липецкую улицу, путепровод с Липецкой улицы на внутреннюю сторону МКАД в сторону Варшавского шоссе, путепровод с внутренней стороны МКАД на трассу М-4 «Дон» в сторону области, два путепровода с внешней и внутренней стороны МКАД на Липецкую улицу в сторону центра, путепровод с трассы М-4 «Дон» на внутреннюю сторону МКАД в сторону Варшавского шоссе, а также путепровод основного хода Липецкой улицы. Кроме этого, обустроили новые съезды: с внутренней стороны МКАД на трассу М-4 «Дон» в сторону области, с внешней и внутренней стороны МКАД на Липецкую улицу в сторону центра и с трассы М-4 «Дон» на внутреннюю сторону МКАД в сторону Варшавского шоссе.
Реконструкция развязки с Липецкой улицей позволила обеспечить беспрепятственный выезд на федеральную трассу М-4 «Дон». За счет роста пропускной способности примерно на 20 процентов машины смогут двигаться на съездах в несколько раз быстрее в часы пик.
В результате значительно улучшилась транспортная доступность московских районов Бирюлево Восточное и Западное, а также населенных пунктов подмосковного Ленинского округа (города Видное, поселка Совхоза имени Ленина, поселения Булатниковского и других), в которых проживают более 350 тысяч человек.
— Какие еще развязки были реконструированы?
— Развязка с Ленинградским шоссе обеспечила беспрепятственный съезд на МКАД и магистраль М-10 Москва — Санкт-Петербург; с Волгоградским проспектом — беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-5 «Урал», улучшила транспортную доступность микрорайона Жулебино и подмосковных городов Котельники и Люберцы. Развязка с проспектом Маршала Жукова стала завершающим этапом реконструкции Звенигородского шоссе, обеспечившей беспрепятственный съезд на федеральную трассу М-9 «Балтия».
Развязка с Мичуринским проспектом улучшила транспортную доступность аэропорта Внуково, районов Солнцево, Раменки и других; с улицей Подольских Курсантов — обеспечила дополнительный въезд и выезд на МКАД из района Бирюлево Западное; в районе Молодогвардейской улицы — примыкание к МКАД северного обхода города Одинцово Московской области и его связь с проспектом Багратиона. Бусиновская развязка обеспечила вход в Москву скоростной автодороги М-11 Москва — Санкт-Петербург; Косинская — выезд с Московского скоростного диаметра на МКАД. Развязка с Можайским шоссе улучшила транспортную доступность инновационного центра «Сколково» и города Одинцово Московской области, с Каширским шоссе — транспортную доступность аэропорта Домодедово; с Дмитровским шоссе — доступность района Северный и технопарка «Физтех».
Развязка с Профсоюзной улицей обеспечила комфортный выезд на Калужское шоссе — главную транспортную артерию ТиНАО, с Ленинским проспектом — комфортный выезд с него и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД. Развязка с Рязанским проспектом улучшила выезд из Москвы в подмосковный город Люберцы и увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД; с Бесединским шоссе улучшила выезд с него на МКАД, а также транспортную доступность московских районов Марьино, Зябликово, Братеево и подмосковного села Беседы; с улицей Генерала Дорохова — транспортную доступность инновационного центра «Сколково», а также обеспечила комфортный въезд и выезд транспорта с проспекта Генерала Дорохова на МКАД. Сооружения на 40-м километре МКАД улучшили выезд на магистраль из поселка Коммунарка, а также транспортное обслуживание поселка Газопровод, деревни Мамыри и близлежащих садовых некоммерческих товариществ; на пересечении с Волоколамским шоссе —транспортное обслуживание северо-западных районов Москвы и подмосковного города Красногорска, а также увеличила пропускную способность Волоколамского, Пятницкого и Путилковского шоссе. Развязка с Осташковским шоссе увеличила пропускную способность прилегающего участка МКАД.