«Не отличишь от человеческих»: композитор Григорий Гладков — о проблеме искусственного интеллекта в музыке
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ широкополой шляпе, в красной рубашке, с гитарой наперевес, с широкой обаятельной улыбкой — Григория Гладкова не спутаешь ни с кем. Именно в таком образе бард и композитор, заслуженный деятель искусств РФ, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей предстал перед юной публикой в тульском молодежном центре «Родина». Концерт назывался «Пластилиновая ворона приглашает друзей». «Вечерняя Москва» побеседовала с композитором после концерта.
— Григорий Васильевич, зачем вам этот фестиваль?
— Это же моя профессия! Я пишу музыку для кино. Самые большие успехи у меня именно в мультипликации. Это такие фильмы, как «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «По щучьему велению», «Про Веру и Анфису», «Сказки старого волшебника», заставка к телепередаче «Будильник» и другие. Есть у меня и художественные фильмы, в которых я снялся как артист, — «Сказки старого волшебника» или «Город в подарок» и другие. Поэтому мне лично странно другое: почему такого фестиваля раньше не было? Ведь согласитесь, практически не бывает фильмов без музыки. Музыка в кино важна и любима, песни в кино долго живут. И даже когда уже некоторые фильмы не помнят, песни оттуда поют люди. Почему раньше никто не придумал такого фестиваля? Поэтому огромное спасибо Алле Суриковой и ее команде, тульским властям, всем, кто придумал и осуществил такой нужный музыкальный киносмотр. Он обязательно должен быть.
— А вы пишете музыку для кино с удовольствием? Или по необходимости?
— Конечно, с огромным удовольствием! Это же счастье! Попадаешь в предполагаемые обстоятельства, в которых ты не был и вряд ли окажешься. Например, в фильме-катастрофе ты вдруг спасаешь горящий поезд. Или оказываешься в эпохе Шарля Перро во Франции. Или... Да мало ли где! Я окунаюсь в это время, делаю музыкальные стилизации. Ну а мультфильмы сколько радости приносят! Это невероятно позитивное дело.
— Чем вы как творческая натура вдохновляетесь?
— Трудно сказать. Вот Юрий Нагибин, например, считал, что источник вдохновения — это общение с природой. Что общаясь с природой, ты уже сочиняешь. А я, честно, не знаю. Может быть, путешествия, может быть, любовь — словом, это тот набор, который поэты воспели. А иногда вдохновляет кино, вызывает яркие эмоции. Так, на этом фестивале мне очень понравилась картина Святослава Подгаевского «Подростки. Первая любовь». Чудесный музыкальный фильм о запретной любви подростков в лихие 90-е годы.
Некоторые конкурсные картины я видел и раньше, например, интересный фильм Михаила Местецкого «Год рождения» (он получил Гран-при фестиваля — прим. «ВМ») или историческую «Хитровку. Знак четырех» — ленту Карена Шахназарова с музыкой нашего классика Юрия Потеенко. Мы эти и другие картины обсуждали на прекрасном серьезном круглом столе, который назывался «Киномузыка. Проблемы и перспективы». Там выяснилось, что в этой области проблем очень много. И одна из них — искусственный интеллект, с помощью которого некоторые композиторы сегодня создают свои произведения. И их, к сожалению, зачастую не отличишь от «человеческих».