Переход к цифровому тарифному регулированию обеспечивает прозрачность, предсказуемость и устойчивость тарифной политики Москвы
Тарифное регулирование — это вопрос качества жизни людей, стабильности и рентабельности бизнеса, доверия к государству и уверенности в завтрашнем дне. Неотъемлемым инструментом, обеспечивающим прозрачное, качественное и обоснованное тарифное регулирование, становится цифровизация. Об этом рассказала заместитель мэра Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития города Мария Багреева на юбилейной, X Всероссийской тарифной конференции ФАС России в Сочи.
— Мы дорабатываем все наши информационные системы и их визуальное представление в цифровом двойнике Москвы — трехмерной модели столицы, которая позволяет нам планировать городское развитие во всех сферах. С точки зрения тарифного регулирования он содержит полную и достоверную информацию о схемах ресурсоснабжения, об объектах генерации и о сетях, в том числе данные об их показателях и уровне износа. Это позволяет качественно планировать инвестиционные программы и мероприятия развития, понимать, где существуют проблемы и соответствующим образом их решать, — отметила Мария Багреева.
Важным направлением цифровизации тарифного регулирования является перевод в электронный вид мероприятий инвестиционных программ регулируемых организаций.
— Ведение цифровых паспортов инвестиционных мероприятий позволит контролировать не только планы, но и этапы исполнения инвестиционных программ регулируемых организаций. Следующим шагом этой модели станет доведение к 2030 году доли инвестиционной составляющей в тарифах, то есть части средств, направляемых на строительство новых, реконструкцию и модернизацию существующих сетей снабжения, до 26 процентов, — подчеркнула Мария Багреева.
В цифровой формат переводится и подача тарифных заявок, что существенно упрощает весь процесс как для регулируемых организаций, так и для регулятора.
— На сегодняшний день в электронный вид переведено шесть отраслей тарифного регулирования, в цифровом формате подается 85 процентов тарифных заявок, а в ближайшее время планируется довести их долю до 100 процентов. Кроме тарифных заявок, в электронный вид переводятся и смежные процессы, такие как технологическое присоединение, расчеты нормативов потерь воды, раскрытие информации организациями ЖКХ, — сообщила заместитель мэра.
В числе новых цифровых инструментов Москвы — калькулятор, который позволяет прогнозировать изменение платы граждан и то, как выполняется предельный индекс по отдельным тарифам. В следующем году в калькулятор планируется внедрение индекса единого платежного документа, который на основе реальных данных позволит контролировать рост платежей граждан за коммунальные и жилищные услуги и вовремя корректировать тарифную политику.
Все цифровые инструменты тарифного регулирования Москва объединила в информационной аналитической системе «Тариф», которая интегрирована с информационными базами ФНС и ФАС России, Россреестра и казначейства, а также ФГИС «Тариф» Федеральной антимонопольной службы. Москва активно делится опытом цифровой трансформации тарифного регулирования с другими регионами: сегодня к системе ИАС «Тариф», помимо столицы, уже подключены Луганская Народная Республика, Ростовская и Орловская области, город Севастополь. В будущем планируется подключение новых участников к работе с системой.
— Нам важно, чтобы происходило своевременное развитие, поддержание в качественном состоянии инфраструктуры, чтобы жители понимали, что они платят обоснованные платежи, чтобы регулируемые организации имели возможность покрывать не только свои текущие, но и инвестиционные расходы. Цифровой инструментарий, который мы разработали, будет помогать нам решать эти задачи дальше, — резюмировала Мария Багреева.