Вечный студент
[i]Анекдот от Грачевского: «Мама, ты меня любишь или это только пиар?»[/i][b]С Борисом я познакомилась 30 лет назад на съемках фильма «Звезда экрана», где играла одну из ролей. Борис был администратором у директора фильма Романа Люциановича Конбрандта, которого считает своим учителем по кинопроизводству и по жизни. А его учителем в творчестве был знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу. Тогда Борис был совсем молодым и худеньким. Но знаменитый «Ералаш» уже был в проекте. Одиннадцать лет назад, когда я уже окончила режиссерский факультет ВГИКа, Борис предложил мне снимать сюжеты «Ералаша». Я, собираясь делать «большое кино», отказалась. Потом сама к нему попросилась, даже не представляя, как это сложно – рассказать трехминутный анекдот языком экрана. Это просто совсем другой жанр, и многим знаменитым режиссерам «Ералаш» оказался не по зубам. Перед каждым новым сюжетом я волнуюсь, и если получается удачно, Борис Грачевский подкалывает меня: «А помнишь, как ты отказывалась снимать «Ералаш»?[/b][b]– Борис, расскажи, что привело тебя в кино?[/b]– Я пришел в кино не за деньгами. Сначала работал грузчиком и был счастлив. Мне не хотелось после работы уходить со студии. Все казалось интересным. А уж когда стал работать администратором на картинах Александра Артуровича Роу, старался вникнуть во все кинематографические профессии. Роу рассказывал мне, как пишется режиссерский сценарий, как делаются раскадровки к фильму. Атмосфера в группе этого мастера была замечательной. После съемки все собирались в просмотровом зале для обсуждения сделанного. И это было праздником. А кинорежиссер Марк Донской, которому я помогал делать фильм «Надежда», учил монтажу.[b]– Ты окончил ВГИК. Но считаешь ли ты, что любой профессиональный кинематографист должен знать кино изнутри и разбираться в кинопроизводстве?[/b]– Наверное, можно и так, и так. Но лучше знать все досконально. Ведь в подчинении режиссера – около семидесяти человек, и бывает, режиссер, придя на съемочную площадку, теряется, не знает, как снимать. Я это видел. Это очень страшно. Роняется авторитет, и к черту идет картина… Сейчас я знаю даже технику обработки пленки, знаю, каким объективом снимать тот или иной кадр. Конечно, я уже «пророс» кино. Без него не могу.[b]– Есть песенка из мультфильма «Кто раз в кино попал, навек счастливым стал».Это и про тебя?[/b]– Абсолютно. Я уже 36 лет в кино. И очень люблю свое дело. Наверное, ничего нет прекраснее, чем нести радость детям. Возможно, это звучит высокопарно, но когда я встречаюсь со своими юными зрителями и слышу, как они реагируют, хохочут, возникает желание горы сворачивать ради них.[b]– Как придумывался «Ералаш»?[/b]– Идея была наша с Александром Хмеликом (которого я тоже считаю своим учителем). Снять анекдоты, веселые, озорные, о детях и для детей. Но так, чтобы они ненавязчиво служили и воспитанию зрителей. Сначала хотели назвать сборник таких мини-фильмов «Фитильком». Но как-то не звучало, да и руководители взрослого «Фитиля» были недовольны. Потом дочка Хмелика, тогда семиклассница, Наташа придумала название «Ералаш», и оно нам всем понравилось. Мы, честно говоря, не сразу поняли, каким должен быть наш киножурнал, на детей какого возраста должен ориентироваться… Да и никто не знал.[b]– Борис, сознайся, говорят, ты учился во ВГИКе какое-то невероятное число лет?[/b]– Да. 23 года на заочном экономическом. Но меня не выгоняли. Когда уже мой сын поступил туда учиться, мне стало стыдно, и я быстро сдал все экзамены.[b]– Я знаю, что «Ералаш» снимали и снимают и очень известные режиссеры: Алла Сурикова, Павел Любимов, Юрий Кара, Борис Дуров, Вениамин Дорман, Исаак Магитон. Что их привлекает?[/b]– Видимо, попытка попробовать себя в другом жанре, желание похулиганить.[b]– И знаменитые актеры, как я знаю, с удовольствием снимаются. Тот же Максим Галкин в «Ералаше» уже в двух сюжетах сыграл...[/b]– У нас снимались Геннадий Хазанов, Клара Новикова, Спартак Мишулин, Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов, Светлана Крючкова, Лариса Удовиченко, Татьяна Лазарева, Любовь Полищук, Ольга Аросева, Владимир Зельдин, Вера Васильева, Ольга Кабо, Татьяна Пельтцер, Еефим Шифрин, Галина Польских, Раиса Рязанова, Семен Фарада, Владислав Галкин, Анна Терехова, Валентин Гафт… (боюсь кого-то не назвать). Стараемся, чтобы максимальная звездность была.[b]– «Ералаш» финансирует государство?[/b]– Было бы смешно, если бы не финансировало. Половина правительства воспитана на «Ералаше». Но мы и сами зарабатываем, поэтому пополам с государством происходит финансирование. Никаких спонсоров у нас нет.[b]– Дети, которые снимаются, за последние годы изменились?[/b]– Очень изменились. Они поумнели, повзрослели, стали более развитыми. Это очень важно и серьезно. Когда-то «Ералаш» обращался к десятилетним детям. А сегодня и пятилетние нас смотрят. Мы совершили фантастическое: нас смотрят все возрасты – от 5 до 85 лет.Вот этим гордимся. На фоне кошмара и крови, которая льется с экрана, самым приятным оказался «Ералаш». И он становится очень современным.[b]– Как ты будешь отмечать свое 55 летие?[/b]– 18 марта в развлекательном центре «Камила» соберутся звезды, которые хотят меня поздравить. А 28 марта в Доме кино будет огромный показ «Ералаша». ОРТ покажет 18 марта передачу «Дядя Боря «Ералаш».[b]– Я знаю, что, когда ты даже очень занят, успеваешь на ходу рассказать последний анекдот…[/b]– А… а… ну хорошо…[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][b][i]Для справки[/b]. В «Ералаше» снимались дети, которые сейчас стали знаменитыми: Юля Волкова («Тату»), ребята из группы «Смеш», Наташа Ионова (Глюкоза).[/i]