Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Отчего в «нашем космосе» так много провалов

Технологии
Отчего в «нашем космосе» так много провалов
По мнению специалистов, государство уделяет недостаточно внимания развитию космической отрасли страны / Фото: «Вечерняя Москва»

На фоне удач западной космонавтики, недавний аварийный пуск двух спутников резко бьет по внешнему благодушию отрасли. Запад: «На поверхность Марса доставлен марсоход Curiosity. Успешно осуществлена уникальная операция по беспарашютной посадке…» Россия: «Пуск двух спутников закончился очередной неудачей. Разгонный блок не включился. Спутники потеряны». Рутинная операция: вывести изделие на орбиту закончилась неудачей. Увы, не впервые. Попробуем разобраться, почему так происходит. К любым летным происшествия, катастрофам (а то, что происходит сейчас с отраслью, невольно наводит на мысли о катастрофичности ситуации), практически никогда не приводит один фактор. Всегда действует их совокупность.

Бомба замедленного действия

Изготовление ракеты-носителя, особенно тяжелого класса, занимает примерно год. Строительство спутника растягивается на несколько лет. Заделы под изготовление серий ракет делаются зачастую за годы до самой ракеты. Допустим, двигатели, предприятие изготовитель может поставлять за 5 лет до постройки ракеты, партией на выпуск тех же 5 ракет. Мелкую арматуру (трубопроводы, кабели, простые датчики) делают быстро, часто за десятилетия до того как ракета полетит. Чем проще узел, тем ранее он может быть изготовлен. Таким образом, в ракете, стартующей в 2012 году, могут быть узлы сделанные в начале двухтысячных годов. И качество приемки их может быть очень неровным. Один сделали хорошо, а другой так себе. И контроллер-приемщик подмахнул бумаги не присматриваясь. А ведь многие узлы невозможно испытать в сборе. Маршевый двигатель поставляется уже опломбированным и проверенным заводом изготовителем. Проверенным тогда, годы назад. И отдельные узлы становятся потенциальными бомбами замедленного действия. Не всякая проверка может выявить проблемы с ними. У новых ракет и разрабатываемых спутников другая беда:

Авось полетит

Не секрет что кадры решат все. А если у кадров слабый опыт, за ними надо проверять и перепроверять. Кадры в нашем случае – молодые коллективы КБ. Без опыта постоянного создания разной космической техники, со слабой поддержкой ветеранами отрасли (потому как ветеранов остается все меньше и меньше). А проверять и проверять – это программы комплексных испытаний, причем в условиях максимально приближенных к летным. С солнечной радиацией, вакуумом, холодом… Дорогостоящие и не всегда осуществимые из-за размеров аппаратов. (Многие габаритные стенды натурных испытаний уже уничтожены.) Приходится верить в то, что все учли. В то, что все предусмотрели, спроектировали как надо. Что ошибок нет. Но вера и успех это абсолютно разные вещи. Успех на пустом месте не приходит. Нужны опыт и мощная научно-техническая отраслевая поддержка, а вот с ним как то не очень. А компьютерными расчетами испытания не заменить.

Цена ошибок – аварии, отказы техники, небольшие ресурсы ее на орбитах. И ведь нельзя сказать, что не учитываются эти ошибки. Учитываются, и еще как. Вот только количество новых «детских» ошибок превосходит все попытки конструкторов с ними справится. Фатально превосходит. А на «авось» ракеты не летают.

Золотое прошлое

В СССР аварийные пуски были не редкостью. Основной период для аварий – отработка новой техники. Тем не менее, после периода «сырости» изделий, их пуски практически всегда были успешными, а ЧП были редким нонсенсом, который тщательно расследовался и в дальнейшем практически исключался из повторения. Современная отечественная космонавтика, по статистике аварийности выглядит шагнувшей назад, в 60-е годы. Но если в 60-е СССР мог позволить себе вторые (третие, четвертые, пятые и т.п.) попытки, то сейчас с этим значительно сложнее. Финансирование вполне адекватное, но деньги не заменят утраченный опыт и разрушенные производства. Во времена СССР, на фоне сотен пусков в год, десяток аварийных выглядел оправданной ценой за успех. В России, на фоне десятков, десятки аварийных пусков, причем по программам, вымучивавшимся долгие годы, выглядят как тяжелый кризис отрасли.

Что делать?

Сейчас мы расплачиваемся за 90-е годы. Расплачиваемся по полной. В 90-е ракеты летали на голодном энтузиазме, старых отчаянных кадрах и советских материальных заделах. Сейчас они закончились. Есть такое понятие «демографическая яма». Если проводить аналогию, то мы сейчас в демографической яме космонавтики. В государстве все уже намного лучше, чем было в 90-х годах, но все что могли утратить – уже утратили, и деньгами тут не помочь. Объективно, отрасль потихоньку начинает возрождаться, но маховик разрухи не остановить, он уже раскрутился и только сейчас начинает снижать свои губительные обороты. Что делать? Увы, но только ждать. Помолодевшие коллективы НИИ, КБ и космических заводов будут набираться дорогостоящего опыта. Для них надо возрождать профильные испытательные центры, какие-то из умерших НИИ. Что-то возродить не сможем – значит, придется закупать технологии за рубежом. Но именно технологии, а не готовые изделия! Да, обидно, да, болезненно. Некогда ведущая космическая держава и покупает у Запада! Но кое-что мы потеряли уже навсегда. Восстанавливать сейчас на пустом месте – лишь впустую тратить деньги. К тому же России надо наращивать новую школу инженерно-конструкторских кадров. Они потянутся. Пять-десять лет стабильных финансирований, и из учебных заведений усилится ручеек. Потом набьются шишки. Выплатится страховка разочарованным западным заказчикам аварийных пусков. Россия, в обозримом будущем, не будет первой, это знамя уверенно уходит Китаю. Второе место будет за США. А вот за третье и последующие места предстоит борьба. Важно не опустить руки, и проведя четкий аудит текущего состояния, вкладывать в отрасль деньги. Нам предстоит не меньше чем десятилетие разочарований, но если не отступим, потом начнутся и успехи. Важно верить в нашу науку и наш космос, делать их престижной отраслью кадров, и понимать что это очень долгосрочное вложение средств. И тогда все с годами наладится.

Случай из жизни

…Завод N, очень уважаемый и крупный. Двухтысячные годы. Завод выпускает серьезные изделия. Эти изделия перед отгрузкой проходят весь цикл полета на Земле, на испытательной станции. Уже когда изделие принято всеми контролирующими инстанциями завода. И вдруг – отказ рулевых машинок в системе управления. В реальном полете пуск кончился бы аварийно. Начинается разбор. Установлено, что каналы рулевой машинки оказались забиты остатками тряпки, от чего ее заклинило. Нонсенс! Откуда она взялась? И выясняется что виновник - сам испытательный стенд, который давным-давно никто не чистил, и из главного гидробака там чего только не вычерпали. И с фильтрами что-то не то было, что они стали пропускать такое. Срочно проверили уже отгруженные и уехавшие изделия. И в еще двух нашли ветошь на фильтрах…

Хроника космических провалов

Падение спутников «Глонасс-М»

5 декабря 2010 года стартовавшая с Байконура ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ похоронила три навигационных аппарата «Глонасс-М» в Тихом океане в 1,5 тыс. км от Гонолулу. Авария произошла из-за того, что в разгонный блок залили 1,5 тонны лишнего топлива.

Ущерб: 2,5 млрд рублей.

Спутник «Гео-ИК-2» не выведен на орбиту

1 февраля 2011 года спутник военного назначения «Гео-ИК-2», запущенный на ракете-носителе «Рокот», был выведен на нерасчетную орбиту, использовать его по назначению стало невозможно.

Ущерб: спутник не был застрахован, потому что являлся секретной разработкой. Ущерб Минобороны не был компенсирован. Величина ущерба неизвестна.

Невыход на орбиту спутника связи «Экспресс-АМ4»

18 августа 2011 года телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4», отправленный на орбиту ракетой-носителем «Протон-М», был выведен на нерасчетную орбиту. В циклограмме работы разгонного блока был необоснованно «заужен» временной интервал для набора готовности гиростабилизированной платформы, что привело к ошибке ориентации при выполнении маневра. Спутник остался работоспособным, но вывести его на рабочую орбиту и использовать по назначению невозможно.

Ущерб: 7,5 млрд рублей.

Падение корабля «Прогресс М-12М» с МКС

23 августа 2011 года до Международной космической станции не смог долететь «Прогресс М-12М», который кроме прочего должен был доставить на МКС продовольствие и оборудование. В общей сложности аппарат должен был доставить на МКС более 2,6 т грузов. Корабль упал в районе Алтая. Причиной неудачи стала нештатная работа двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У»: засорение тракта подачи горючего привело к аварийному выключению двигателя. Аппарат не был застрахован.

Ущерб: 3,2 млрд рублей.

Провал миссии межпланетной станции «Фобос-Грунт»

9 ноября 2011 года провалом закончился запуск к Марсу межпланетной станции «Фобос-Грунт», которая должна была доставить со спутника Красной планеты образцы породы. После отделения от ракеты-носителя «Зенит» на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести его на высокую опорную орбиту для старта к Марсу. Все попытки установить связь с аппаратом и вывести его на расчетную орбиту закончились неудачно. Предполагаемая причина краха – конструкторские недоработки бортовых ЭВМ.

Ущерб: 5 млрд рублей.

Падение спутника связи «Меридиан-5»

23 декабря 2011 года спутник связи нового поколения «Меридиан-5» вскоре после старта с космодрома Плесецк упал на Землю. Телекоммуникационный спутник выводился на высокоэллиптическую орбиту с помощью модернизированной ракеты-носителя «Союз-2» и разгонного блока «Фрегат». Причиной аварии ракеты-носителя «Союз-2.1б» с военным аппаратом «Меридиан» стали неполадки в двигателе.

Ущерб: 2 млрд рублей.

Невыход на орбиту спутников связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3»

7 августа 2012 года спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3» не вышли на расчетную орбиту из-за аварийного отключения двигателя разгонного блока «Бриз-М».

По оценке экспертов, общий ущерб от потери двух аппаратов может составить от 6 до 8,5 миллиардов рублей.

Однако потеря для России не только в деньгах, но и в репутации. Дело в том, что Telkom-3 производился по заказу индонезийцев и предназначался для обеспечения телевизионного вещания в Индокитае. Этот аппарат делали в России, выиграв международный конкурс на его создание. И хотя его потеря не станет критичным фактором для обеспечения связи и телевещания в этом регионе, у Индонезии теперь не будет своего спутника - а это удар по ее национальному престижу.

Кстати

После недавней аварии, произошедшей 6 августа при запуске ракеты-носителя «Протон-М» с телекоммуникационными спутниками «Экспресс-МД2» и «Телком-3», премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал назвать виновных в неудачах космической отрасли».

Медведев сказал, что не намерен мириться с неудачами в космической отрасли.

- Я не знаю, какова причина гибели спутников - будь то разгонный блок, механические повреждения, элементарное разгильдяйство, или все вместе, умноженное на традиционное разгильдяйство, но терпеть это дальше невозможно - заявил премьер-министр. Из-за этого, по словам Медведева, Россия «теряет авторитет и миллиарды рублей».

С чем связана череда неудач в российской космической отрасли, поможет ли поиск и наказание виновных и как быть дальше

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Юрий Караш, член-корреспондент российской академии космонавтики:

Конкретно в случае с «Протоном М»: этот разгонный блок, двигатели которого отключились преждевременно, эксплуатируется всего лишь с 99-ого года, его рейтинг надежности порядка 90%. Т.е. можно сказать, что просто не повезло.

Однако касательно большей части прочего необходимого оборудования в отрасли, могу сказать, что здесь напрашивается пример с автомобилем «Жигули». В 70-е годы это было весьма приличным средством передвижения, в то время как сегодня успешная езда на этой машине до автомойки и обратно, стала считаться удачей.

В наши дни космонавтика России – удел бездарных троечников. То небольшое количество способной научно-технической интеллигенции, которая жаждет творить, не идет сегодня в отрасль. Что им там делать? Ведь никаких амбициозных космических целей государством не ставится. Мы уже больше полувека болтаемся в ближнем космосе, про который заранее все известно. Вспомните времена СССР - все успехи инициировались на высшем уровне, проявлялась политическая воля. Поэтому способная космоориентированная молодежь едет... мы все знаем, куда она едет. Вы видели этого парня с Кьюриосити? (имеется в виду Сотрудник NASA Бобак Фердовси, причастный успешному космическому проекту – марсоходу Curiosity. Бобак  стал популярным благодаря прическе - на его голове красуется черный ирокез с красными «перьями», а на выбритой части светлым выкрашены звезды - прим. "Вечерки") Американцы умеют заинтересовать свою молодежь, у них, если нужно в интересах страны, любая конфетная обертка будет выглядеть как полотно Ренуара.

Короче говоря, нужна политическая воля правительства, необходимо начинать осваивать дальний космос и, конечно, - заинтересовать и стимулировать молодежь. Пока есть хоть какие-то шансы, пока мы еще не полностью деградировали.

Что касается инициативы премьера найти и покарать наших доморощенных неудачников космоса – их не найдут. Помяните мое слово.

Вячеслав Довгань, заслуженный испытатель космической техники, водитель лунохода, генерал-майор:

Все неудачи – следствие запущения отрасли после развала Союза. Сейчас практически нет военной приемки со стороны армии. (Военная приемка – форма технического контроля качества продукции. На предприятии сидит представитель армии (финансово и организационно независящий от предприятия) контролирующий качество продукции. При необходимости, военпред накладывает вето на выпуск продукции ненадлежащего качества. Без приемки военпредами, предприятие не может ничего поставлять по заказам Министерства обороны – прим. «Вечерки»)

Игорь Маринин, главный редактор журнала «Новости Космонавтики»:

Конечно, это комплекс проблем. Тут и распад СССР, и длительное отсутствие полноценного финансирования отрасли, и отсутствие квалифицированных кадров. Хотя последние четыре года с финансированием стало ощутимо лучше, появились утвержденные госпрограммы. Оборудование тоже улучшилось. Кстати, "Протон-М" первая неудача за последние восемь месяцев с момента провала миссии межпланетной станции «Фобос-Грунт». Это, в общем-то, не так много, ведь даже в СССР 3% неудач считалось нормальным.

Касательно желания Медведева найти и наказать виновных - в нынешней ситуации тяжелейшего кадрового голода, такие меры только навредят. Спецов, которые есть, не увольнять надо, а напротив, всячески поощрять.

Всеволод Латышев, экс-руководитель отдела информации Центра управления полетами (ЦУП):

Сложно сказать, почему столько огрехов… Вроде, с финансированием последнее время нормально. Может, оно идет не куда надо… Сейчас я больше не руководитель ЦУП, потому что у меня есть свое мнение и я его высказываю. Наверное, поэтому мне, после 55 лет работы на родном предприятии, работы больше не нашлось. 

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.