Пятница 19 апреля, 16:04
Ясно + 13°
Город

«Жить» или «нежить»?

Кадр из фильма "Жить".
Кадр из фильма "Жить".
Фото: kinopoisk.ru
30 августа на экраны выходит новая страшилка Василия Сигарева.

Режиссер решил не оригинальничать и дал своей новой работе название, под которым известны как минимум пять интересных картин. Замечу что две из них сделали такие тонкие мастера, как Акиро Курасава и Чжан Имоу. Это не смутило модного исследователя черных пустот российской действительности (см. его предыдущий «Волчок», в котором маленькая девочка увлеченно играет на кладбище и висит непосильным грузом на шее мамы-хабалки). Сигарев предложил свой вариант драмы под позитивным названием, звучащим как насмешка над тотально несчастными героями.

По сути, «Жить» -  альманах из трех новелл, которые связаны лишь одной труднообъяснимой волей автора. Российская глубинка предстает во всей своей чернушной правде - с пьяными матерями, драками в электричках, нечленораздельными  девушками в безумных дредах, мертвыми девочками  и зашуганным мальчуганом, для которого родной дом хуже всякой тюрьмы.

Эти узнаваемые приметы можно бы ювелирно сплести в элегантное кружево и вызвать настоящий катарсис у зрителя, но Сигарев пошел своим путем. Он наспех испек несколько ударных эпизодов и предложил их публике в качестве фильма. То, что блюдо получилось сырое и малосъедобное, автора, обласканного фестивальными критиками, не очень-то волнует. Многие сцены сняты кое-как (например, когда мы видим двух девчушек на фоне колышащейся занавески - они якобы едут  в маршрутке), другие нуждаются в комментариях (вульгарная героиня Трояновой говорит так, как будто у нее во рту десяток камешков), некоторые сцены непомерно затянуты (например, в электричке или пробег обезумевшей матери)… Как курсовая или даже дипломная работа вгиковца, эти эпизоды вполне сойдут, но выдавать их за полноценное художественное высказывание, по меньшей мере, смешно, по большей - самонадеянно.

Впрочем, фильм явно рассчитан на фестивальную судьбу и кое-какие призы он уже заработал. Узким экраном пройдет и в прокате. Но в стране, которую автор так мрачно описывает, картину не увидят - обилие мата и насилия априори делает невозможной ее появление на телевизионном экране. Может, оно  и к лучшему? 

Но есть и две хорошие новости. Первая - Ольга Лапшина, почти гениально играющая роль несчастной матери. Вторая: музыка. Ее написал Павел Дадонов – мульти-инструменталист, гитарист Дельфина.

В остальном, «Жить» - даже не эксперимент художника, а, скорее, диагноз автору, зараженному вирусом провинциального сознания. Он видит мир только через этот узкий негативный объектив. И по-другому не хочет. Или не может?

 

 

 

Кадр из фильма "Жить".

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER