Главное
Истории
Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ – ТО, КОТОРОЕ ПОКУПАЮТ

Общество
ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ – ТО, КОТОРОЕ ПОКУПАЮТ

[i]Вы заметили, что за последний год понятие «жилая недвижимость» практически вытеснилось понятием «жилье»? Разница вроде бы небольшая, но все-таки существенная. Первое – прежде всего товар на рынке, второе – продукт потребления. Но рыночные законы никто не отменял. Не могут инвесторы и застройщики снижать цены на производимый ими товар, при этом увеличивая объемы строительства. Как организовать бизнес так, чтобы удержаться на рынке, заинтересовать своими проектами потребителей и обеспечить устойчивое развитие компании при любых условиях, рассказывает Дмитрий Близнюк, генеральный директор Объединенной строительной компании (ОСК).[/i][b]– Компании, еще недавно выступавшие только в качестве инвесторов, создают собственные вертикально интегрированные структуры. Какую модель развития выбрала для себя ОСК?[/b]– Строительная компания должна быть универсальной. Только тогда она сможет выжить, жить и продвигаться в нашем сложном и постоянно меняющемся сегменте рынка. Универсальность дает возможность работать лучше: когда есть свое производство (а ОСК имеет собственный домостроительный комбинат в Подмосковье), можно и оптимизировать себестоимость строительства, и самого себя кредитовать теми же строительными материалами, и гибко инвестировать в строительство. Если же только инвестировать, в какой-то момент можно остановиться и прекратить работать.[b]– Но ведь при собственном производстве и забот больше: надо все структуры обеспечить работой[/b]…– Мы выбрали домостроительный комбинат «Нарострой», который производит 100–150 тысяч квадратных метров железобетона в год. Это, с одной стороны, относительно небольшой процент строительной индустрии московского региона, зато с другой – комбинат настолько гибок, что может легко перейти на производство новой продукции, которая в данный момент востребована рынком.[b]– ОСК строит и панельные дома, и монолитные здания. Какое из этих направлений, на ваш взгляд, имеет наибольшие перспективы в Москве?[/b]– Монолитное домостроение, конечно, более перспективно. Но нельзя забывать, что в нашей промышленности работают тысячи людей. Масштабное панельное домостроение создает им рабочие места, так что его в принципе невозможно отодвинуть на второй план. В Москве «панель» уже не может считаться безусловным приоритетом, а вот в области, при застройке ее столичными домостроительными комбинатами, она будет иметь право на жизнь еще лет пятнадцать.[b]– ОСК совмещает монолитное и панельное домостроение при возведении жилых комплексов, например, на проспекте Вернадского. Это обычная практика компании?[/b]– Все зависит от места. Если где-то есть возможность построить панельные дома и сделать это быстро и качественно, конечно, мы делаем. Если такой возможности нет – это ведь типовое домостроение – сразу «привязываем» монолитные. Конечно, «монолит» и «панель» – совершенно разное жилье, но и то, и другое абсолютно качественное. А какой именно дом строить, должен определять рынок, то есть спрос. Пока есть спрос и возможность строить панельные дома, мы от них не откажемся.[b]– Какой спрос на «панель» в Москве?[/b]– По моему мнению, сейчас в столице панельное домостроение должно составлять не более 30%. В области, я думаю, – 60–70%. Это огромная территория, огромная возможность отселять ветхий фонд.[b]– А в других городах? Вы ведь строите по всей России?[/b]– Если брать регионы, то, к сожалению, столичные производители не в состоянии туда поставлять свои железобетонные изделия, а собственная промышленность в некоторых городах только начинает развиваться, кое-где пока почти на нуле. Так что перспективы панельного домостроения везде разные. Многое зависит не только от местных условий, но и от региональной политики, и от экономики самого региона.[b]– Но у инвестора своя политика: он строит там, где выгодно, и то жилье, на которое есть спрос. Какова инвестиционная политика ОСК?[/b]– Уже несколько лет мы исходим из того, что нужно строить доступное жилье. Доступное жилье – это то, которое покупают. Мы ориентируемся на спрос и стараемся ему соответствовать. Доходность же что в Москве, что в регионах одинакова. Все, кто хотел уехать из провинции в столицу, уже уехали, и сейчас в других городах такой же спрос на жилье, как в Москве, а иногда и выше. Цены тоже почти столичные, если соотнести их с уровнем доходов.Сейчас мы строим в Нижнем Новгороде, Воронеже, Ярославле, Владимире, причем разные дома. В Подмосковье, например, большим спросом пользуются 1–2-комнатные квартиры, и мы возводим жилье с набором этих квартир. В Воронеже был проект на берегу водохранилища, вроде комплекса «Алые паруса», только в белой цветовой гамме. Там пользовались спросом большие площади. Мы вычислили этот сегмент рынка, осуществили проект, построили два дома с квартирами в 90–150 квадратных метров. В Туле есть дома, квадратный метр в которых стоит 1000–1200 долларов, и местные жители такое жилье охотно покупают. Везде есть состоятельные люди, есть платежеспособные представители среднего класса. Главное – предложить им то, что они хотели бы иметь.[b]– Составляют ли местные компании в регионах конкуренцию ОСК?[/b]– В российских городах огромное количество собственных инвесторов, и нам приходится с ними конкурировать. Это хорошо: на региональном рынке нет застоя. Единственная проблема – найти хорошие подрядные организации. В Москве их сейчас стало намного больше – благодаря политике столичных властей строительные организации возродились. В регионах этот процесс только начинается. Наше основное конкурентное преимущество – возможность вложить деньги, произвести дорогую застройку. Там также нужны детские сады, облагороженные территории, паркинги. Люди везде хотят жить по-человечески.[b]– И все же летом спрос на жилье упал, и цены расти перестали. Многие говорят о кризисе, а вы – о спросе.[/b]– Цены на квартиры расти не перестали. Правда, теперь они поднимаются не так быстро, как в последние несколько лет. Еще в прошлом году я прогнозировал, что они не должны так сильно расти, и рост в 2004-м предполагал процентов 7. Так и получилось, летом даже был застой в продажах. Но летний кризис не показателен для рынка, поскольку связан с субъективными моментами.[b]– С какими?[/b]– Например, с высказываниями некоторых крупных руководителей, которые просто перепутали понятия дешевого и доступного жилья. Президент говорил о доступном жилье – то есть о том, которое можно купить. Но он ни словом не обмолвился о жилье дешевом. А чиновники развили эту мысль до того, что жилье должно дешеветь. А почему оно должно дешеветь, когда стройматериалы дорожают, жизнь дорожает, зарплаты растут – и не только в Москве, но и в регионах? Из-за этой путаницы продажи буксовали, а покупатели ждали мифического снижения цен. В результате с мая до августа число покупок квартир сократилось раза в три. Это много, а для мелких компаний и вовсе катастрофично.[b]– Сейчас сомнения покупателей рассеялись?[/b]– В августе ситуация стабилизировалась, в сентябре цены начали расти, и сегодня мы на том же уровне спроса, какой был до этого надуманного кризиса.[b]– Не подмочил ли кризис репутацию квартиры как выгодного средства вложения денег?[/b]– Инвестиции в жилье по-прежнему остаются самым выгодным средством вложения. Огромное количество частных инвесторов покупают квартиры на первом этапе строительства, а готовые потом продают, получая гарантированные 8–16% годовых. Квартира ведь чем хороша? Ее можно продать, сдать в аренду, на крайний случай – в ней можно жить.[b]– Покупатели возлагают большие надежды на ипотеку. Эти надежды оправданны?[/b]– Мы начали работать со Сбербанком России, и могу сказать, что количество клиентов, желающих получить ипотечные кредиты, возросло. Потому что первый взнос, который составляет всего 10%, – вполне приемлемый вариант. По статистике, клиенты, которые берут ипотечные кредиты, имеют около половины суммы стоимости квартиры, а те, кто только 10% , пока не решаются.Работа со Сбербанком показала, что каждый день и даже каждый месяц в психологии людей что-то меняется. Во-первых, Сбербанк вызывает большое доверие, во-вторых, он в состоянии дать кредиты на срок до 10–15 лет, и это подталкивает ипотеку.[b]– Возведение социально значимых, пусть и не приносящих большой выгоды объектов, благоустройство территории – это с вашей стороны жест доброй воли или непременное условие успешности бизнеса?[/b]– В какой-то степени условие, но, конечно, и жест. Хочется, чтобы после нас было комфортно. Конечно, что-то можно сделать дешевле, но если уж нарисован в проекте детский садик, надо сделать его красиво. Кстати, архитектурная привлекательность объекта, наполненность социальной инфраструктурой стимулируют повышенный спрос, так что нам это тоже выгодно. В Одинцове, например, мы построили большой коттеджный поселок, наверное, самый большой в области, сейчас там достраивается огромный, комфортабельный, достаточно продвинутый лицей. Понятно, что наличие такого лицея увеличивает спрос на квартиры.[b]– А кто там купил квартиры? И вообще, кто покупает квартиры в Подмосковье?[/b]– Половину – москвичи, процентов 25 – местные жители, остальные – покупатели из регионов. Причем москвичи покупали квартиры не для того, чтобы продать, а чтобы в них жить. Желание жить за городом – норма для западных стран. Для столицы оно тоже становится нормой.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.