ДОРОЖКИ ЗНАМЕНИТЫХ НЕПРОФЕССИОНАЛОВ
[i]Признайтесь: вам тоже приходилось жалеть, что хобби не стало вашей профессией? А у кого-то – стало. Они-то и прославились именно благодаря тому, что не побоялись уйти в дело, к которому стремилась их душа.[/i] [b]Барды [/b]Больше всего «непрофессионалов» среди бардов. [b]Александр Городницкий [/b]окончил с золотой медалью школу, поступил в Ленинградский горный институт имени Плеханова и стал геофизиком. Начальником экспедиции ездил по всему Союзу, искал медно-никелевые руды, бороздя моря и океаны на паруснике «Крузенштерн». Изучил фитопланктон, сделал несколько открытий в области океанской флоры и фауны, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Применение магнитометрии и электрометрии для изучения дна океана». . . А как же песни? Песни родились как раз во время экспедиций. (До путешествий Городницкий писал только стихи. ) И чем дальше уплывал Городницкий — тем душевнее становились песни. Те, что он написал на Крайнем Севере, даже часто принимают за народные. Бард давно уже ездит не за открытиями, а с авторскими вечерами. Выпустил около 50 пластинок, лазерных дисков, аудио- и видеокассет. [b]Сергей Никитин [/b]на вопрос, как он стал бардом, обычно отвечает: «Очень захотелось самому петь Окуджаву». В школе знакомый показал три аккорда на гитаре. Со временем Никитин сделался настоящим виртуозом: он давно свободно переходит с семи- на шестиструнную гитару, импровизирует на домре, балалайке, банджо и фортепиано. Хотя в музыкальную школу никогда не ходил. Спрашивается, зачем заканчивал физфак МГУ?Первым его заметил тогдашний режиссер Театра МГУ Петр Фоменко и пригласил написать музыку для спектакля «Человек, похожий на самого себя, или Вечер Михаила Светлова». Здесь же будущий бард познакомился с Юлием Кимом, Константином Симоновым, Леонидом Утесовым. Физиком в НИИ он все же поработал, защитив кандидатскую. Как, кстати, и его тогдашняя супруга, Татьяна Никитина, которая оставила физику еще позже мужа, только в 1990-м году, переквалифицировавшись в заведующую отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы. [b]Рокмузыканты [/b]Среди рок-музыкантов почти нет гуманитариев. Напротив, прослеживается странная закономерность: люди с музыкальными способностями очень часто становятся строителями, архитекторами, художниками – то есть выбирают специальности, связанные со зрительным восприятием мира, а не слуховым. [b]Андрей Макаревич [/b]родился в семье архитектора и врача. Мать свято верила, что ребенок должен получить «нормальную» специальность. И сын пошел в Московский архитектурный. Вместе с группой коллег он успел спроектировать здание Драмтеатра в Нижнем Новгороде. О музыкальной карьере всерьез Макаревич и не помышлял, хотя гитару освоил с седьмого класса и даже создал школьную группу «Kids». Затем, всего лишь как увлечение, появилась «Машина времени». Однако и сейчас Макаревич признается, что мог бы придумывать хорошие коттеджи: «Я люблю быструю работу с конкретным результатом. Поэтому я рисую в молниеносной технике, а писать маслом не могу. Нарисовал, не понравилось – выбросил». Любит порисовать и [b]Юрий Шевчук [/b]– этот вообще дипломированный художник. В детстве у него было два увлечения: рисование и игра на баяне. Первое победило: Шевчук окончил художественнографическое отделение Уфимского педагогического института и несколько лет преподавал рисование в сельских школах. Но неожиданно даже для самого себя Шевчук стал сочинять песни и в 1980 году вместе с друзьями основал группу ДДТ. [b]Виктор Цой [/b]тоже учился рисованию. В художественной школе он познакомился с [b]Максимом Пашковым[/b], к тому времени уже создавшим группу «Палата № 6». А Цой все еще собирался стать художником. Играя в группе Пашкова, он поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова, но через год был отчислен за неуспеваемость. Пошел работать на завод, поступил в ПТУ — освоил специальность резчика по дереву. Примерно тогда же Цой начал участвовать в квартирных концертах. А еще через год впервые вышел на настоящую сцену. Вскоре родилась группа «Гарин и гиперболоиды», из которой потом выкристаллизовалось «Кино». Училище Цой не бросил и даже успел поработать в реставрационных мастерских Екатерининского дворца в Пушкине и в садово-парковом тресте, а также кочегаром в котельной. Тем временем группа «Кино» успешно дебютировала на сцене рокклуба и выпустила первый альбом, продюсером которого стал… [b]Борис Гребенщиков [/b]– выпускник математического факультета Ленинградского университета. «Моя карьера кончилась в 1980 году, когда я был изгнан с работы и из комсомола за участие в Тбилисском фестивале, — говорит Борис Борисыч. — С тех пор я свободный человек, занимаюсь тем, что мне нравится, и получаю удовольствие. Больше этого — только полное просветление». Первую свою гитару БГ нашел на помойке, а играть на ней Борю научила бабушка. Первое, что он спел — старинный русский романс. А «Аквариум», как и «Кино», поначалу был любительским коллективом. После всесоюзного скандала слава группы тоже стала всесоюзной. Так что понятно, почему Гребенщиков не сильно расстроился, потеряв основную работу. Лидер «Наутилуса Помпилиуса» [b]Вячеслав Бутусов [/b]в первые же дни своего пребывания в Свердловском архитектурном институте познакомился с однокурсником Димой Умецким, с которым они потом написали большую часть песен «Нау». Бабушка нового друга Бутусова жила в ФРГ, у него было много дефицитных пластинок, к тому же он отлично знал английский. Однокурсники подбирали на гитаре песни любимых со школы групп. А к выпуску уже собрали первый альбом «Переезд». Оба молодых архитектора работали по специальности. Бутусов проектировал свердловское метро («что сказалось на больной внешности интерьера некоторых станций»). Оба считали, что работа – «сплошная беспросветная рутина: утром на работу, вечером с работы». Встречались музыканты разве что в Свердловском рок-клубе. Постепенно написали два альбома - «Невидимка» и «Разлука». Когда слава о Бутусове и Умецком поползла по всей стране, они бросили надоевшую специальность. Несмотря на то, что слово «рок» все еще считалось нецензурным. Группа «Агата Кристи» родилась на радиотехническом факультете Уральского политехнического института и называлась изначально «ВИА РТФ УПИ». А основателей «Несчастного случая» [b]Алексея Кортнева и Валдиса Пельша [/b]сблизила любовь к театру. Кортнев учился на мехмате МГУ, Пельш – на философском. Оба пришли в университетский театр, подружились, да и создали группу. [b]Попмузыканты[/b] Среди поп-музыкантов сейчас, во времена спонсорской раскрутки, непрофессионалов – во всех отношениях — уйма. А на заре шоу-бизнеса все было не так. [b]Ирина Салтыкова [/b](в юности она стала мастером спорта по художественной гимнастике) окончила «неженственный» Московский инженерно-строительный институт. После учебы Ирина работала секретарем-машинисткой, а отпуск проводила в Сочи. Там познакомилась с певцом Виктором Салтыковым, вышла за него замуж, родила дочку Алису. Начала подрабатывать второй вокалисткой с группой «Мираж» и певицей в варьете. Но денег все равно не хватало. Ирина выкупила несколько коммерческих палаток, наняла продавцов (танцоров мужа, временно сидящих без работы). Только когда муж после очередного скандала ушел из дома, Ирина решила заняться сольной карьерой всерьез. А [b]Валерий Меладзе [/b]после Кораблестроительного института окончил еще и аспирантуру и исконную профессию любит до сих пор. Например, ему нравится чертить. Но, осознав в один прекрасный день, что кораблями на жизнь не заработаешь, молодой строитель переквалифицировался в певца, присоединившись к украинской группе «Диалог». [b]Писатели Венедикт Ерофеев [/b]писать начал в пять лет. Но прежде чем стать признанным писателем, поработал подсобником каменщика, истопником-кочегаром, приемщиком винной посуды, грузчиком в продовольственном магазине, дежурным в отделении милиции, бурильщиком в геологической партии, стрелком военизированной охраны, библиотекарем, коллектором в геофизической экспедиции, заведующим цементным складом на строительстве шоссе Москва-Пекин и монтажником кабельных линий связи. Как он сам признавался, лишь два раза работа приходилась ему по сердцу. Однажды - лаборантом паразитологической экспедиции в Голодной степи. Второй раз – опять же лаборантом ВНИИДиС по борьбе с окрыленным кровососущим гнусом в Таджикистане. Не менее богата жизнь [b]Владимира Войновича[/b]. Он освоил специальности пастуха, столяра, слесаря, авиамеханика, инструктора сельского райисполкома и редактора Всесоюзного радио. А в институте (педагогическом) успел проучиться всего полтора года. Стихи он начал писать в армии, перешел на прозу - она сразу оказалась востребованной. [b]Андрей Битов [/b]учился на геолого-разведочном факультете Ленинградского горного института. Правда, публиковался еще задолго до защиты диплома. А через год после того у него уже вышел сборник рассказов «Большой шар». Среди критиков разразилась полемика — и Битов стал знаменит. Нобелевский лауреат Александр Исаевич Солженицын усердно изучал физику и математику в Ростовском университете. Впрочем, получив диплом, будущий обличитель системы взялся за гуманитарные науки в Институте философии, литературы и истории в Москве. Но в школе работал все равно математиком. Пока его не арестовали за письма к другу с нападками на Сталина. Из лагерей он вернулся, как известно, уже совсем другим человеком. [b]Виктория Токарева [/b]по профессии музыкант. Но, работая учительницей пения, она начала писать прозу, перешла на «Мосфильм» редактором. И только потом поступила во ВГИК на сценарный факультет. [b]Сатирики[/b] «Как полагается мальчику из приличной семьи, в детстве я был отдан в музыкальную школу и даже закончил ее, — рассказывает о себе [b]Виктор Шендерович[/b]. — Но большую часть детства провел на школьной футбольной площадке, отвлекаясь только на трансляции первых КВНов. Так и получил первое юмористическое образование». А еще Шендерович ходил в Бауманский дом пионеров – в театральную студию, которой руководил не кто-нибудь, а сам Олег Табаков. Поступить на режиссерский факультет ГИТИСа не получилось (приемная комиссия рыдала от смеха, когда абитуриент Шендерович читал монолог Сальери) – пришлось идти в Институт культуры. А потом будущий сатирик угодил в Советскую армию. «Я попал в Забайкальский военный округ, и там мне быстро объяснили, кто я и где мое место. Я встретился лицом к лицу с советским народом, и мы друг другу не понравились». Его прозу об армии журналы печатать не хотели. Но потом на молодое дарование обратил внимание Геннадий Хазанов, и Шендерович раз и навсегда был признан писателем-сатириком. По бесстрастному лицу [b]Аркадия Арканова [/b]можно догадаться, что он медик. Окончив Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, он работал участковым врачом, но мечтал о большой литературе. Стиль оттачивал в журнале «Юность», редактируя авторов отдела юмора и сатиры, а в свободное время писал книги. Через пять лет его приняли в Союз писателей. А вот [b]Михаил Жванецкий [/b]не захотел быть врачом, хотя родился в абсолютно медицинской семье. Он выпускник Одесского института инженеров морского флота по специальности «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов». Механик Одесского морского торгового порта быстро вырос в уважаемого служащего Центрального проектно-конструкторского бюро. Но ничто не мешало писать монологи, которые автор сам же с успехом исполнял еще в самодеятельности. В 1963 году в Одессе гастролировал Ленинградский театр миниатюр. Аркадий Райкин решил взять несколько монологов молодого острослова в свой репертуар. А через год пригласил его в театр на должность завлита. В 1969 году вышла программа «Светофор», которую Райкин подготовил совместно со Жванецким. Впервые прозвучали легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники». [b]Актеры [/b]Среди актеров непрофессионалы тоже встречаются. [b]Александр Филиппенко [/b]окончил Физтех. Но, еще будучи студентом, играл в театре – точнее, в эстрадной студии при МГУ (Кстати, основателями ее были Марк Розовский с факультета журналистики и врач-реаниматолог Альберт Аксельрод, придумавший КВН. Другой актер, Семен Фарада, мечтал учиться в Бронетанковой академии имени Сталина, но поступил на энергомашиностроительный факультет МВТУ им. Баумана и семь лет трудился инженером-арматурщиком). Филиппенко успел поработать по специальности в Институте физической химии АН, где, как он вспоминает, они большей частью пили чай из колбочек, а по праздникам – разбавленный спирт для протирки аппаратуры. Но дело все же кончилось Театром на Таганке, а уже потом – Щукинс к и м училищем и академическим Вахтанговским театром. [b]Андрей Мягков [/b]– выпускник Ленинградского химико-технологического института. История гласит, что педагоги школы-студии МХАТ чуть ли не случайно обратили внимание на молодого человека, и вскоре он уже играл на сцене «Современника». [b]Наталья Варлей [/b]окончила Государственное эстрадно-цирковое училище и была эквилибристкой. Возможно, она навсегда осталась бы в цирке, если бы режиссер Юнгвальд-Хилькевич не порекомендовал ее Леониду Гайдаю на роль в «Кавказской пленнице». Фильм принес дебютантке всесоюзную славу и новые предложения от режиссеров. Но Варлей тоже пошла учиться в «Щуку». А потом еще для чего-то на факультет поэзии Литературного института. И везде умудрилась получить красный диплом. У популярного ныне комика [b]Юрия Гальцева [/b]в школе была кличка Клоун. Отец говорил: «Не позорь семью, Гальцевых все знают». Когда Юра после школы заикнулся было о театральном, родители как обрезали: «Хватит придуриваться, займись делом!». «Я взвыл, — вспоминает Гальцев. — Пап, я могу куда угодно поступить! Хоть в Сельхозинститут, только зачем?» Отец говорит: «Валяй. Посмотрим». И я благополучно окончил машиностроительный. А потом со спокойной совестью поступил в театральный». Однако профдиплома Гальцев ждать не стал: еще на втором курсе машиностроительного попробовал себя в «Театре-Буфф», затем в «Группе товарищей» Игоря Угольникова, потом у Романа Карцева и в «Лицедеях», заодно поработал в качестве режиссера в студенческом агиттеатре. Да еще и успел создать собственный вокально-инструментальный ансамбль — в конце 70-х на конкурсе в Екатеринбурге группа заняла одно из призовых мест, опередив… «Машину времени»!Нет, видно, настоящий талант в стоге сена не утаишь. Тут уж не помеха ни родители, настаивающие на престижном дипломе, ни преподаватели, требующие развернутой курсовой по сопромату. Так что родителям стоит подумать, надо ли усложнять жизнь своему отпрыску. Ведь, если суждено, рано или поздно он все равно вырулит на свою звездную дорожку.