Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

ПРОГУЛКИ С ДИАНОЙ И КОММЕНТАРИЯМИ

Общество

[i]Давно мне хотелось прогуляться вместе с читателями «Вечерки» по московским бульварам. А тут еще больно погоды в Москве стоят хорошие! Раньше такие променады обыденностью были, а нынче – и недосуг, и более важных дел невпроворот, и путешественником я стал никаким… Но тут судьба улыбнулась мне, прислав на практику в газету двух второкурсниц журфака МГУ – Диану Россохватскую и Александру Махину. Вот тут-то и решили мы: пусть девочки по бульварам погуляют (студент гуляет – практика идет), поспрашивают, потом – впечатлениями поделятся, а я посижу на лавочке и кое-какие старости бульварные повспоминаю, о которых на мемориальных досках ничего не сказано. . . А поскольку бульваров на кольце аж 10 и за один раз пробежать их трудновато, то пойдем неспешно, по часовой стрелке. И начнем, естественно, с Гоголевского или, постарому, с Пречистенского бульвара. Спутницей моей в этой прогулке стала юная Диана. Ей и первое слово. [/i][b]Юрий ГУЛЛЕР [/b]Гоголевский в кольце бульваров, конечно, во всем первый! Оставив за спиной храм Христа Спасителя, медленно прошли через арку между двумя выходами станции метро «Кропоткинская» и вздохнули с облегчением: «Ну, наконец!. .» . После надоедливо-шумного, давящего своими масштабами и бешеным ритмом центра города Гоголевский показался буквально землей обетованной![b]РЕПЛИКА Ю. ГУЛЛЕРА: [/b][i]Хорошо быть молодым! Прочел на табличке «Гоголевский бульвар» и – никаких вопросов и сомнений. А между прочим, до 1924 года и бульвар, и площадь, его начинающая, именовались Пречистенскими – по улице Пречистенке, что вела к Новодевичьему монастырю, где находилась Пречистенская икона Божьей матери. В 1924-м улицу переименовали в Кропоткинскую. А станция метро аж до 1957-го именовалась «Дворцом Советов», по несостоявшемуся на месте храма Христа Спасителя архитектурному монстру…[/i] Первое, что бросилось в глаза, – непривычно узенькие улочки и переулочки, впадающие в бульвар и вытекающие из него, небольшое количество транспорта, усеянные мемориальными досками здания (один дом под номером 10 чего стоит: и Тургенев тут бывал, и тайное общество декабристов заседало!). Даже в глазах от важности свидания с «таким местом» потемнело. А тут еще и внешность вышедшего из этого самого дома мужчины показалась нам совсем уж дворянской – настолько свежо здесь ощущение старой Москвы. У бульвара даже «фигура» какая-то скособоченная. Как у старичка, опирающегося на палку… [b]РЕПЛИКА Ю. ГУЛЛЕРА: [/b][i]Эх, молодость, молодость!… «Фигура скособоченная…» Да просто Гоголевский – самый «памятливый» из московских бульваров, все никак не может забыть свое «боевое» прошлое. Его вся трехступенчатость оттого, что стояла когда-то на этом месте стена Белого города. Внутренний проезд бульвара – на верхней ступеньке, сам бульвар – на средней, а внешний проезд – на нижней, где когда-то (до 1870-х годов) протекал ручей Черторый, впадавший в Москву-реку. От этого Черторыя (черт роет землю) и все беды здешние, как думали, проистекают: вначале сломали Алексеевский монастырь, построив на его месте храм Христа Спасителя, а тот – был взорван, потом ликвидировали и возникший на его месте бассейн. Нынче тут опять храм… Чехарда из-за Черторыя![/i]…Прошла я по бульвару и удивилась: как же так, ни обменного пункта, ни экспрессоплаты мобильников, ни шаурмы – где же цивилизация-то? А потом решила: «Есть цивилизация! Просто здесь она особая, культурная…» Даже подчеркнуто «культурная». На фасадах вывески: Российский фонд культуры, Творческий союз художников России, Международный художественный фонд, Российская шахматная федерация… Что ни дом, то памятник истории и архитектуры. Да и публика на Гоголевском не такая, как на соседних улицах: миловидные старички, восторженные приезжие, вдохновленные живописцы и стихотворцы, скромно именующие себя «поэты России»… А при виде вывески ресторан «Репортер» почему-то всплыли в памяти Ильф и Петров, газета «Станок» и шахматная лошадь в городе Васюки… И, как оказалось, не случайно: вокруг скамейки, прямо напротив Центрального дома им. Ботвинника, толпились заядлые шахматисты. А также присоединившиеся к ним доминошники (совсем как в фильмах о давних шестидесятых), с азартом в глазах кричащие: «Рыба, рыба!. .» – Дедушка, — задала я глупый вопрос, – а почему вы здесь играете, а не дома или во дворе? – А здесь «рыба» вкуснее! – парировал старичок-боровичок и отвернулся к партнеру, не став тратить драгоценное время на непонятливую девицу… [b]РЕПЛИКА Ю. ГУЛЛЕРА: [/b][i]Вы, сударыня, по сторонам не забывайте поглядывать. Ведь кругом (кроме старичков) – сплошная история! Дом №3 по внешней стороне бульвара принадлежал когда-то княжне Софье Волконской и был построен еще в 1806 году. Вверху были жилые покои, а низ сдавался под лавки. В 1899 году дом купил булочник Филиппов, надстроил третьим этажом и устроил во дворе пекарню, а на углу – булочную (родную сестру той, знаменитой, что на Тверской улице). А дома 21, 23, 25 – доходные дома начала ХХ века. Это тоже Москва. Но уже не дворянская, а вполне буржуазная. Или во-он там, в стареньком трехэтажном особнячке, была частная гимназия С. Н. Фишера, одна из самых первых в Москве. Ее часто показывали именитым гостям (похвастаться плодами цивилизации в Москве всегда любили). А в 1876-м гимназию посетил бразильский император Педро… [/i]Прошла дальше по бульвару. Рядышком суетятся художники, сдувающие пыль со своих шедевров: один расставляет картины на стеллажах, другой сосредоточенно малюет очередной натюрморт, третий отрешенно взирает на прохожих… Решила передохнуть на скамейке, где Юрий Александрович отдыхал (или, как он утверждает, с мыслями собирался). И тут один из живописцев подсел к нам, и я, вопреки всем дворянским правилам, заговорила с незнакомцем первая. . . – Раньше я в ЦДХ выставлялся, но там конкуренция большая, – произнес он с неожиданным пикантным французским акцентом. – А здесь Федерация художников перспективы обещает… И вообще скоро вернисаж до самого Гоголя будет тянуться, – махнул рукой в сторону памятника в конце бульвара. – Вот увидите, станет лучше, чем на Монмартре…(последнее слово прозвучало совсем по-французски). «Да…» – протянула я и представила себе утопающий в облаках шпиль Эйфелевой башни, Елисейские поля… Но жаждущий общения собеседник взглядом вернул меня на отечественную почву. – Ну а люди здесь какие? Приличные или так себе? – Что вы! Народ здесь культурный. В искусстве толк знает! – закончил он с почтительной интонацией; и я невольно почувствовала гордость – знай наших!. . Увидела старушку, тихонечко бредущую по бульвару с какимто умильным выражением лица. «Любите здесь гулять?» – задала я свой, обусловленный «сценарием» вопрос. «А я здесь не гуляю, я здесь живу…» Старушка посмотрела на меня лучезарными глазами. «Как здесь? На бульваре?! Вы бездомная?» – ужаснулась я. «Нет, нет, милая! Я просто привыкла так говорить, потому что я здесь за семьдесят лет прошла столько километров!. . Меня по бульвару в коляске возили, а потом – ножками, ножками…» [b]РЕПЛИКА Ю. ГУЛЛЕРА: [/b][i]Чего пристала к человеку? Видишь – гуляет! Между прочим, здесь столько разного народа этим занималось… К примеру, Лев Толстой по этой самой дорожке в детстве прогуливался. «Вышли мы на Пречистенский бульвар, – вспоминал Лев Николаевич, – отец шел тихо, сердитый. А мы бегали взапуски за оголившимися липками по засохшей траве…» [/i]Дойдя до памятника Гоголю, я подняла голову, посмотрела на Николая Васильевича и обменялась с ним впечатлениями. Мнение классика о бульваре его имени оказалось не таким радужным, как у меня. А может быть, просто голуби замучили? У них, у «бронзовых», – свои ценности, свои печали… [b]РЕПЛИКА Ю. ГУЛЛЕРА: [/b][i]Какие у ЭТОГО Гоголя могут быть ценности? Вот когда-то на этом самом месте стоял совсем другой Николай Васильевич, гениальный памятник работы Н. Андреева. Деньги на него собирали по всей России, проект выбирали долго и тщательно. Но он своим «пессимистическим выражением лица» очень не нравился советским вождям. И они его «сослали» вначале в Донской монастырь, а потом – во двор дома, где писатель умер. . . А взамен поставили вот этого, оптимиста и весельчака. И надпись на памятнике: «От советского правительства». Впрочем, голуби его любят… [/i][b]Бульвар кончился. За ним шумела и шуршала колесами Арбатская площадь, а до следующего бульвара – Никитского – нужно долго было идти по горячему от июльского солнца асфальту… [/b]

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.