ЮРИЙ КУЗЬМЕНКО: В «ИСТОРИЮ ЖЕНЩИНЫ» ВСЕ МУЖЧИНЫ НЕ ПОМЕСТИЛИСЬ
[i]Рабочее название — «История женщины». Роман Юрия Перова «Прекрасная толстушка», по которому снимается фильм, давно стал бестселлером, выдержал несколько изданий. Наш корреспондент встретился с режиссером на съемочной площадке в одном из павильонов Студии имени Горького. [/i][b]— Юрий Александрович, так что это будет — сериал или фильм? Знаете ли, это не одно и то же. Качество, однако. . . [/b]— Мы пытаемся снять сериал. . . как фильм, в полном соответствии со сложившимися у нас традициями. Правда, если режиссер относится к своей работе серьезно, то сериал от фильма отличается только количеством нервных клеток, которые надо истратить, и уровнем материальных затрат. И в жестких «сериальных» рамках многие из нас пытаются сделать что-то, похожее на кино. [b]— Что за женщина, что за история?[/b]— Если коротко, не раскрывая всех секретов, и для тех, кто не знаком с романом, — это одна женщина и много ее мужчин. Начинается действие в наши дни. Героине (взрослую ее играет Ольга Остроумова) исполняется 60 лет. В день рождения она получает очень дорогое кольцо и загадочную записку, что этот подарок от «ее ласкового ежика». После этого наша героиня Мария со своей подругой юности Татьяной начинают гадать, кто этот «ласковый ежик», и наконец решают вспомнить всех мужчин в ее жизни. [b]— Весь «послужной список»?[/b]— Да. А так случилось, что в жизни Марии было много мужчин, среди них был даже нарком. Нарком, если кто не знает, это народный комиссар, сиречь министр, до 1946 года у нас были не министерства, а народные комиссариаты. [b]— И кто же имеется-подразумевается? Не Лаврентий ли Павлович часом?[/b]— Угадали, он самый. В романе имеется в виду Берия, и мы некоторое сходство пытались сохранить. Снимали, кстати, в подлинном особняке Берии, а играет наркома прекрасный актер Виктор Сухоруков. Вообще-то в романе Юрия Перова мужчин у Марии было больше двадцати, но мы уменьшили количество — все они просто не влезли в сериал! Потом роман – это роман, а кино – это другое. [b]— Кто еще из актеров занят в фильме?[/b]— Конечно, зритель узнает Александра Николаевича Лазарева и сына его, Александра Александровича. Они играют одного художника — в юности и в зрелости. Колоритная роль у достаточно уже популярного Андрея Егорова, он у меня в «Дальнобойщиках» снимался. А Виктор Проскурин, мой хороший друг, сыграл этакого негодяя, энкавэдэшника, злого гения, довлеющего над всею жизнью героини. Еще снимаются Влад Ецко, Ира Феофанова… Да много артистов, хороших и разных![b]— А Владислав Галкин? Вы его в «Истории мага» не забыли![/b]— Нет, Влад у нас не задействован. Я его давно не видел, но мне кажется, он слишком много стал сниматься, все-таки нужно ограничиваться. Я ему об этом говорил, надеюсь, он не обидится и прислушается к доброму совету. А то в последнее время у него на театр совсем нет времени, а ведь он прекрасный театральный актер! Я слышал, многие режиссеры его сейчас уже побаиваются приглашать, потому что слишком его много на экране. Вот если бы у нас в стране актер, сыграв одну роль, мог потом год выбирать следующую! Увы, это не так. [b]— Самое трудное для вас в подготовительном процессе к съемкам?[/b]— Не столько трудное, а важное – это подбор актеров. Ошибиться – раз плюнуть! Режиссера, оператора и всех других зритель видит, так сказать, опосредованно, а актер – лицо картины. Если вдруг в актера «не попал», то и образ не сложится. Вот в «Дальнобойщиках», Господь сподобил, я попал, и чудная пара слепилась – Володя Гостюхин и Влад Галкин. Не будь их – совсем другая была бы картина. И в этом фильме, я считаю, мне повезло. Мы рискнули и взяли совсем молоденькую девушку, первокурсницу Российской академии театрального искусства Олю Вичкелеву. Очень работоспособная, трудолюбивая и красивая. Пусть даст ей Бог удачи![b]— В ваших фильмах замечательная музыка. А уж песенная заставка в «Дальнобойщиках» – просто в точку! В «Истории женщины» такой визитной карточки не будет?[/b]— Музыки будет очень много. Ее пишет прекрасный питерский композитор Анатолий Дергачев, мой друг. Мы с ним работали в «Приключениях мага». Думаю, музыка и на этот раз будет хорошая. И особенная! Действие фильма растянуто во времени от 1953 года до наших дней, поэтому будет много стилизаций, передающих атмосферу разных десятилетий. Да, я очень надеюсь на Толю и его музыку. Прекрасно помню, как в 80-е снимал картину «Лето на память» по «Голубой чашке» Гайдара и поставил перед Толей задачу: написать оригинальную музыку. . . 30-х годов. И это ему прекрасно удалось![b]— Меня не поймут читатели, если я не спрошу: продолжение «Дальнобойщиков» снимать не собираетесь?[/b]— Съемки «Дальнобойщиков-2» должны были начаться сразу же после завершения работы над первыми сериями. Но произошли кадровые перемещения на канале НТВ, началась вся эта кутерьма и. . . Короче, время ушло. Потом мне предложили снимать «в зиму». А зимой снимать эту картину невозможно технологически! Все происходит в движении, стекла кабины должны быть открыты, чтобы было видно актеров. И вдруг — пар изо рта, стекла запотевшие, артистам холодно. . . Возникла пауза, а когда по прошествии времени последовало новое предложение, я уже был в другом проекте. [b]— В общем, для продолжения «Дальнобойщиков» должны сойтись планеты?[/b]— Да, должны лечь карты и сойтись звезды. Но я все-таки думаю, что любое продолжение, всякие там «-2» и «-3», почти всегда слабее и хуже, чем «-1», потому что в одну реку два раза не войдешь. Эксплуатировать одну и ту же удачную находку невозможно, она скоро надоест, потеряет свою актуальность. [b]— Что вы посоветуете зрителям, не читавшим роман «Прекрасная толстушка», дождаться выхода вашего фильма или сначала всетаки прочитать книгу?[/b]— Лучше дождаться выхода фильма, потому что это разные произведения. Если человек читал роман, то от фильма он ждет полного соответствия. Невольно, подсознательно. Так пусть уж лучше он «недоберет» в кино и захочет узнать произведение полнее — и это хорошо. Потом, должен предупредить, роман очень эротичен, а на мой взгляд, что позволено книге, когда человек с ней один на один, то не позволено кино, когда изображение выносится на большую аудиторию. [b]— Ну уж! Эротикой в кино сейчас кого удивишь?[/b]— Я не против эротики, но когда идет семейный просмотр, от некоторых кадров бывает неловко не потому, что ты их видишь, а потому, что ты их видишь в окружении домашних. Так вот, наш фильм более целомудрен, нежели роман. Жанр другой. Интонации другие. Мы сознательно пошли на это, может быть, как раз потому, что «эротикой» в кино, как вы говорите, сейчас уже никого не удивишь. Скорее уж отсутствием оной… [b]— Какие российские сериалы вы сами смотрите?[/b]— Мне очень нравятся работы Олега Фомина. Очень способный человек! А его «Нексты», кстати, опровергают мою мысль о том, что продолжение всегда хуже начала. [b]— Когда же мы увидим «Историю женщины» на экране?[/b]— Премьера в декабре!