Сказки призрачной Азии
Действительно, было предложено разуться и разместиться прямо на полу, устеленном коврами. По стенам – не только ковры, но и любопытные плакаты иранского художника Аль Рашиди. Негромкие разговоры, комментарии предыдущих концертов, обмены мнениями – казалось, ты попал на встречу давних друзей, где все уже давно друг друга знают, и, возможно, так оно и есть.В первый день выступила со своим ансамблем узбекская певица Мунаджат Юлчиева, или, как ее еще называют, Голос зеленой долины. Потрясающий по красоте и глубине, вибрирующий голос певицы, исполняющей классическую суфийскую музыку на стихи азербайджанских и узбекских поэтов, моментально заставил всех гостей прекратить дискуссии и чаепитие.После нескольких песен в зале появилась еще одна участница ансамбля – стройная красавица в национальном наряде: традиционный восточный танец еще больше подогрел интерес зрителей, если не считать, что все взгляды теперь переключились на нее. Некоторые девушки пробовали ей подтанцовывать, а бармен Саша сказал, что, кажется, влюбился… Второй день фестиваля открылся проектом «12 cartesius» (12 картезианских песнопений), в который входят композитор из Албании Александр Печи, видеохудожник из Италии Валерио Феррари и пианист Михаил Дубов из России.Превосходное фортепиано плюс неожиданные звуки – например, звонкие удары небольшой деревянной палочкой по кусочку дерева – заставили запомнить находки.Завершило фестиваль выступление группы «Намгар» – единственного московского коллектива, хранящего и исполняющего традиционную музыку Южной Сибири и Монголии.Это бурятские плясовые песни и шаманский нэрьеэн, задорный ёхор и игровые «песни кольца».Чистейший, изумительно звонкий голос Намгар Лхасарановой переносит слушателя в далекий загадочный край кочевников, в какие-то степи, будто рассказывает древние монгольские легенды. Намгар пела то о красавице Шей Жу, что красотою соперничает лишь с луной. То о несчастном пастухе, у которого разбойники угоняют все стадо, а он просит их оставить ему одного любимого коня.То выплеск жгучей ревности в этих песнях, то признание юноши в любви к девушке, которую он сравнивает с цветком лотоса… Необычное звучание древнего монгольского смычкового инструмента морин-хуура позволял полнее ощутить дух призрачного, далекого мира Азии.Фестиваль пролетел быстро, оставив стойкое ощущение, будто ты счастливо побывал в какой-то давно забытой сказке.Говорят, с теми, кто наведывается в «Дом», такое часто случается.