Без умиления перед банкиром и БОМЖом
[b]Свою юбилейную выставку художница назвала исчерпывающе просто: «Фрагменты». Не позволила себе никакой сентиментальности, никаких намеков на метания и терзания с пафосным подтекстом «моя нелегкая жизнь в искусстве». В этом вся Назаренко с ее ясностью и прямотой самовыражения. К тому же по двум-трем работам каждого периода творчества предстает ее путь длиною почти в четыре десятилетия.[/b] Картины Татьяны Назаренко помнятся с начала 70-х, когда ее имя стало звучать в художественной среде все настойчивее. Теперь, заново вглядываясь в них на вернисаже, в знаменитых «Казни народовольцев» и «Пугачеве» слышишь перекличку с «Современником», с его постановками «Декабристов», «Народовольцев», «Большевиков». Та же попытка понять: не тщетна ли борьба за свободу? Должна же она иметь смысл?! Так хочется, чтоб не напрасны были жертвы!.. К счастью, Назаренко до большевиков добраться то ли не довелось, то ли не захотелось.Неожиданность на вернисаже – малоизвестный графический цикл 1978 года «В Норвегии» (темпера на бумаге). И здесь она тоже первоклассный мастер – ведь многие работы сделаны в темных тонах, без четко обозначенных контуром цветовых границ. Не каждый художник в темпере способен сохранить такую игру жухлых красок, которой добивается она. И графика ее внутренне мощная, эмоциональная.А потом опять, словно возврат к ранним работам с их лирической печалью, многофигурные сценки застолий в интерьерах и на пленере. Чуть нарочито примитивная, гротескная манера. И, как ни странно, если в работе двадцатилетней давности «В деревне» ее сельские гражданки выполнены более жестко, то в женской сценке «Деревенский пруд» их черты смягчены, в них больше приятности. Видно, добреет с годами к «простым людям» художница, не так она заносчива и резка, как в юности...Хотя если попытаться, так и сяк разглядывая «Фрагменты», сформулировать суть Назаренко, художника и человека, то мне она представляется эдакой кавалерист-девицей, мчащейся с шашкой наголо. Когда она пробует себя в новом стиле, новой технике – у нее на первых порах смелость художественной идеи обгоняет глубину. Потом она начинает над идеей работать, оттачивать ее. Но, выжав максимум, добившись совершенства, безжалостно охладевает к ней и увлекается чем-то новым. И в этой бесконечной способности обновляться она сродни Пабло Пикассо.Преображение, трансформацию Назаренко легко проследить. Еще недавно она ошеломила своими раскрашенными фанерными фигурами-обманками – знаменитым циклом «Переход», фанерным памятником «Рабочая и крестьянин». На выставке есть выполненые в этом стиле «Панки» (1997–2004). Вероятно, и этому периоду наступает конец. Плоскостные фигуры-обманки переросли в новый цикл. Назаренко теперь делает раскрашенные фигуры из монтажной пены – получаются своеобразные скульптуры-барельефы на фанерных листах, покрытых эмалью локального блекло-синего цвета.Фигуры жутковаты. «Охранники» – почти без эмоций, с безвольными, опущенными вниз руками. Бурые сгустки пены, из-под которых выглядывают женские ноги, – работа с красноречивым названием «Жертва». Да и нынешнее молодежное трио «Джинсовая мода» – две девушки и юноша – какие-то безрадостные люди-манекены, с красивыми, чистыми, но глуповатыми лицами.И новые персонажи, и новые материалы в сочетании дают простор самым неожиданным ассоциациям. Монтажная, строительная пена – строительный бум, хай-тек – охранники и жертвы. Жертвы борьбы за свободу сменились жертвами за квадратные метры. (Интерпретация вольная. Вероятно, Назаренко не запрограмированна.Но для этого и существует искусство.) В творчестве Назаренко импонирует абсолютная неангажированность спекулятивно-сегодняшней народной, гражданской идеей. Она с равной критичностью и сарказмом и с равными же добротой и сочувствием относится и к банкирам (парадный «Портрет В. И. Некрасова»), и к бомжам (цикл «Переходы»).Она не отягощает себя социальной ложью. А это дорогого стоит во все времена.Кстати, в смелых, даже лихих сменах стилей отражен и прямой, открытый, экстравертный характер самой художницы. Она всегда на виду, она красивая и эффектная, всегда в броских нарядах. Она всегда в центре – будь то фойе театра или вернисаж кого-то из коллег.Она всю жизнь дружит с другой, не менее известной художницей Нататьей Нестеровой. Та всегда тиха и незаметна, любит джинсы и свитера. И хотя в творческой смелости Нестеровой тоже не откажешь, ее поиск более осторожен. Сравнивать таланты – дело, конечно, некорректное.Только ведь если сравнивать этих – обе в выигрыше. Всю жизнь идут голова в голову. И залы, где сейчас проходит выставка Татьяны Назаренко, в январе займут работы Натальи Нестеровой.А до 16 января надо спешить смотреть «Фрагменты» Назаренко. Ведь мы и представить не можем, в какие новые художественные дебри понесет ее уже завтра.