Реформа призвана исправить «кривую» экономику в ЖКХ, при которой бедные финансируют богатых
[b]Префект Зеленограда Анатолий СМИРНОВ убежден, что для успешной реализации задач, поставленных правительством Москвы по реформированию ЖКХ, необходимо выработать четкий алгоритм последовательных, а иногда и одновременных действий, каждое из которых решает конкретную задачу и позволяет перейти к выполнению мероприятий следующего уровня.[/b][b]– Анатолий Николаевич, в какой мере востребована реформа ЖКХ в Зеленограде?[/b]– Цель реформы состоит не в том, чтобы ликвидировать кризисные явления в жилищно-коммунальной сфере. Основная ее задача в формировании заинтересованного отношения к содержанию и эксплуатации жилищного фонда москвичами. Я полностью согласен с Валерием Павлиновичем Шанцевым, что нельзя ставить вопрос о разделении собственности, пока не проработаны правовые аспекты управления жильем. Сегодня владелец квартиры не несет никакой ответственности за ее эксплуатацию, а от этого напрямую зависит техническое состояние дома.[b]– Мой следующий вопрос в продолжение темы. Все-таки Зеленоград выигрышно отличается от многих территорий Москвы состоянием своих инженерных коммуникаций, возможностью использовать современные технологии, позволяющие рационально потреблять ресурсы.[/b]– Наши инженерные коммуникации действительно находятся в приличном состоянии, но это связано не с их возрастом, а объясняется грамотной эксплуатацией: кольцеванием теплообеспечения города, резервированием мощностей теплостанций и др. У нас внедрена система дистанционного контроля поступающих водоресурсов, в жилых корпусах оборудовано 277 пунктов учета тепла и воды.[b]– Приборы ведь не экономят ресурсы, но их необходимо эксплуатировать, и этим кто-то тоже должен заниматься.[/b]– Мы снова возвращаемся к прозвучавшей мысли: четкий учет ресурсов невозможен без системы управления жилищным фондом. Приведу один пример. Контроль поступления и потребления воды позволил установить факт значительной переплаты населением за нее Мосводоканалу.[b]– Что же здесь удивительного? Вся Москва, за редким исключением, платит за воду по нормативу, а не по фактическому потреблению. Этим, кстати, умело пользуются коммерсанты: договариваются с РЭУ, и те охотно «раскидывают» декалитры на жителей соседних домов. А какая польза зеленоградцам от такой статистики? Они знают, что Мосводоканал им задолжал?[/b]– Вполне реальная. В декабре жители Зеленограда за холодную воду платить не будут. Только это должно быть не волевым решением администрации города, как сейчас, а стать нормой, обязательным правилом хозяйственных отношений между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Огромное количество вопросов жители могут и вправе регулировать самостоятельно.[b]– Какие, например?[/b]– Те, которые пока решаются административно и не всегда своевременно. Скажем, капитальный ремонт жилого дома сегодня во многом зависит от субъективных факторов. Определяющим из них зачастую является умение местных властей доказать Департаменту финансов необходимость включения конкретного адреса в годовой план капремонта.[b]– А как должно быть?[/b]– Во-первых, такое решение могут принять сами жители, если содержанием их дома занимается профессиональная эксплуатирующая организация. Во-вторых, информационная база жилищного фонда должна содержать не просто статистический учет объектов, но иметь объективную аналитическую информацию по техническому состоянию домов. Тогда принимаемые решения будут продиктованы логикой состояния дел и последовательностью действий.[b]– Вы говорите о приоритетах реформирования жилищно-коммунального хозяйства? Скажу вам о моем понимании этого процесса. Читая свою редакционную почту, я сделала печальный вывод о том, что главный приоритет – не навредить. Люди негативно воспринимают слово «реформа», в которой видят только оборотную сторону тарифной политики, движущейся, как известно, заданным вертикальным курсом.[/b]– Зеленоград в силу тех обстоятельств, о которых я сказал выше, пошел по пути формирования новых хозяйственных отношений в ЖКХ, и приобретенный опыт помог нам разработать определенный алгоритм последовательных действий по реализации поставленных правительством Москвы задач.[b]– Думаю, нашим читателям будет интересно узнать об этом подробнее.[/b]– С созданием ЕИРЦ появилась технология, способная эффективно, с минимальными издержками для жителей проводить любые изменения в платежах. Следующее очень важное мероприятие – открытие персонифицированных счетов граждан для оплаты ЖКУ. Расчетные центры, выступая агентами аккредитованных банков, открывают москвичам целевые счета для расчетов за жилищно-коммунальные услуги, куда также зачисляются субсидии и компенсации по льготам из городского и федерального бюджетов. Это позволит оказывать адресную государственную поддержку гражданам в оплате жилищно-коммунальных услуг.[b]– Для меня непонятен вопрос: какие документы предусматривают роль и участие жителей в процессе содержания дома?[/b]– Аналогичные договоры между жителями, эксплуатирующей организацией и поставщиками услуг. Существующие сегодня договоры найма и на техническое обслуживание не определяют ответственности сторон по цене и качеству предоставляемых услуг, что делает граждан, в том числе и собственников, фактически бесправными, а значит, не заинтересованными в качественной эксплуатации и сохранении жилищного фонда. На деле это совсем не так, потому что цена квартиры напрямую зависит от технического состояния того дома, где она находится, и рыночная стоимость недвижимости определяется многочисленными факторами, в том числе и такими субъективными, как, например, вид из окна.[b]– Известно, что самый эффективный стимул в любом деле – экономическая целесообразность. В данном случае эта мотивация для жителей отсутствует, потому что они оплачивают только часть фактических расходов на содержание и эксплуатацию своих домов. Откуда же появится заинтересованность, если граждане десятилетиями получали жизненно важные для них услуги почти даром?[/b]– Сначала давайте ответим на вопрос: москвичи заинтересованы в исправлении «кривой» экономики или нет? Как ни странно, но нынешняя модель жилищно-коммунального хозяйства устроена таким образом, что социальные слои населения финансируют состоятельных граждан. Я не говорю об элитных домах, где владельцы квартир приобрели недвижимость по тем средствам, которыми они располагают, соответственно, расходы на его содержание компенсируют полным рублем. В данном случае речь идет о значительной части жилья муниципального фонда, где граждане купили недвижимость по рыночной стоимости, но расходы на ее содержание по-прежнему финансируются из городского бюджета. Причем размер дотации напрямую зависит от величины квартиры. Так не лучше ли направить эти деньги по прямому назначению – содержание и эксплуатацию, субсидии малоимущим москвичам, которые не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без помощи государства? [b]– Вы правы. Участие жителей своими средствами стимулирует их к самоорганизации. От этого напрямую зависит эффективная работа управляющих компаний и подрядных организаций, но существующая законодательная база значительно отстает от экономических процессов, происходящих в Москве. Объективность такова, что большинство товариществ собственников жилья сегодня фактически бесправно: имея огромное количество обязательств по отношению к городу и ответственность перед членами товариществ, они не имеют никаких экономических рычагов для своей хозяйственной деятельности.[/b]– Знаете, административный ресурс может упростить решение проблемы, но конечный результат всегда определяют те люди, которые в этом непосредственно заинтересованы. У нас в Зеленограде есть подъезды, где граждане давно самостоятельно содержат свою недвижимость без ТСЖ. По форме это обычный муниципальный дом, а по сути — жители стали единомышленниками в стремлении коллективно управлять зданием в целом. Администрация города такую активность жителей, безусловно, поддерживает.Вместе с тем я убежден, что правовые гарантии для объединения жителей в ТСЖ, общины необходимы, их деятельность не должна основываться на альтруизме местных властей. Люди ожидают от нас реализации своих прав, но в отсутствие системы законодательных мероприятий им невозможно гарантировать право на самостоятельный выбор формы проживания в своем доме.[b]– Анатолий Николаевич, правовой вакуум — далеко не единственный сдерживающий фактор процесса самоуправления жителей.[/b]– Отсутствие мотивации граждан к объединению вызвано рядом проблем. Среди них — неоднородность в уровне доходов, разобщенность различных социальных групп жильцов, недоверие людей друг другу, в результате чего сам факт избрания правления товарищества становится почти невозможным, и самое главное – сегодня в структуре жилищно-коммунальных служб практически нет квалифицированных менеджеров, способных профессионально эксплуатировать жилищный фонд объединений и товариществ.[b]– Другими словами, нам не хватает грамотных управленцев? Может, тогда надо начать с подготовки кадров для жилищнокоммунальных служб? Если есть спрос, будет и предложение. Незаполненная ниша, к тому же с привлечением бюджетных средств, наверняка представляет интерес для отечественного бизнеса, да и иностранный капитал готов вложить средства в столичную «коммуналку».[/b]– Переквалифицироваться в управдомы – дело нехитрое. В отсутствии мотиваций, не связанных с экономикой, проблему не решить. Справедливая конкуренция может состояться только при обеспечении равных стартовых условий для всех участников конкурса.Скажем, в Зеленограде из 14 РЭУ 2 стали частными предприятиями. Безусловно, они стали работать эффективнее, но им досталось хорошее наследство, которое дает возможность даже при 60-процентном финансировании жить неплохо. Понятно, что они «обречены» на получение подряда практически при любых условиях.[b]– Получается, «гамлетовский» вопрос опять откладывается на неопределенное время.[/b]– Я так не считаю. В конечном счете при отлаженной технологии учета и расчетов в ЖКХ, четко определенных договорных отношениях, отсутствии бюджетных дотаций управляющим и эксплуатирующим организациям, при возможности получать государственную поддержку на свой персонифицированный банковский счет москвичи самостоятельно решат проблему: кому, сколько и за что платить. И поверьте, найдут самое оптимальное и правильное решение, потому что оно будет принято на основе личной экономической заинтересованности. Тогда по совокупности этих факторов и аргументов жители будут искать такие формы общественного объединения, которые соответствуют их финансовым возможностям и представлениям о качестве и уровне потребляемых услуг.[b]– Мы подошли к главному вопросу нашего разговора: что же все-таки население получит в результате перечисленных административных мероприятий и проявления своих инициатив?[/b]– Итоговой картинкой наших размышлений стало, я бы сказал, ветвистое дерево цели. В его основе заложены возможности москвичей жить и обустраивать свой быт в соответствии с собственными представлениями, потребностями и средствами, имея при этом право выбора.[b]– В ходе нашего разговора стало понятнее, как и какие механизмы должны быть приведены в действие, чтобы процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства пошел в позитивном направлении. Банальный вопрос: когда?[/b]– В Зеленограде вполне реально успешно работать в таком формате экономических и хозяйственных отношений через несколько лет, конкретно — спустя 3—4 года. При условии, разумеется, слаженной работы всех заинтересованных служб и с помощью жителей. Очень важно не замыкаться на своих наработках, а использовать региональный опыт.[b]– Москвичи должны владеть объективной информацией о тех позитивных тенденциях и процессах, которые происходят в сфере жилищно-коммунальных отношений города. По данным социологических исследований, более половины жителей столицы не знают о своих возможностях и перспективах самоуправления.[/b]– Задача достоверного освещения в СМИ процесса реформирования ЖКХ архиактуальна. Многое будет зависеть от профессиональных, грамотных публикаций ваших коллег. Присоединяйтесь! [b]– Спасибо за интервью.[/b]