Власти стимулируют открытие летних кафе
У москвичей есть сформированная самим городом привычка: мы предпочитаем встречаться друг с другом в центре. Именно там группируются основные заведения общественного питания.
СКОЛЬКО НАС
Заммэра столицы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов в одном из интервью рассказывал, что в Москве не хватает точек общественного питания. В городе примерно 43 посадочных места на тысячу жителей, тогда как в Санкт-Петербурге 78 посадочных мест на тысячу жителей.
— С чем связано такое отставание нашего города?
— Причин много. Но во-первых, не все так печально. В Москве предприятий питания, конечно, значительно больше, чем в Санкт-Петербурге или Екатеринбурге. Цифра, приведенная Андреем Шароновым, абсолютно верная, но относительная. Предприятия питания по Москве распределены крайне неравномерно. В Центральном округе больше 150 посадочных мест на тысячу жителей, но есть, естественно, районы, особенно новостройки, где эта цифра крайне низка.
У нас есть две проблемы: дорогая аренда и отсутствие качественных, приспособленных для размещения предприятий питания помещений. Дорогая аренда — это следствие неразвитой инфраструктуры и ограниченности предложений. Здесь рецепт только один — вывод на рынок новых помещений. И еще: индустрия питания — это рисковый формат. Концепцию ресторана потребители могут просто «не купить». И ситуация, когда бизнес «не пошел», в общепите встречается значительно чаще, чем в торговле, и вхождение в этот бизнес люди просчитывают значительно строже.
— Как обстоят дела с индустрией питания на окраинах?
— Мы сталкиваемся с тем, что в спальных районах просто негде расположить кафе или столовую. Индустрия питания более требовательна, чем торговля. Если для устройства магазина можно просто выкупить первый этаж, перенести при необходимости дверь и сделать торговый зал, то кафе так устроить проблематично. Нужно больше электричества, чем в обычном магазине, так как стоят профессиональные плиты, нужны вытяжка, качественная канализация. При строительстве, к сожалению, никто не предусматривал возможность размещения кафе, и в итоге мы получаем вентиляционные короба, идущие по стене 22-этажного дома, что вряд ли может рассматриваться как его украшение. Посмотрите на Северный микрорайон на Дмитровке — там нет никаких специальных или качественных помещений, и это реальная проблема.
МЕТОД ПРЯНИКА
— Как Москва поддерживает рестораторов?
— Мы хотим, чтобы городские помещения сдавались в аренду специально под предприятия определенного типа. Среди таких целевых назначений — общественное питание. Мы проводим работу по упрощению подключения к газовым сетям и электричеству, развиваем систему летних кафе. Лето традиционно тяжелый сезон для городских предприятий питания. А летние веранды помогают привлечь гостей и сохранить персонал. Документы на эти веранды с прошлого года можно оформить бесплатно. Предприниматель не бегает за «разрешиловкой», Москва сама заказывает геоподоснову, рисует схему, выносит на МВК и извещает предпринимателя. Сегодня из семи тысяч открытых предприятий общественного питания у нас уже 1651 имеют открытые веранды. И только в Центральном округе уже подано около 150 новых заявок.
НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ
— Для туристов-то у нас ресторанов хватает? Они ведь в основном по центру передвигаются.
— С ними ситуация неоднозначная. Для туристического потока нужны рестораны, которые подходили бы для работы с туристами, имели бы удобный подъезд, большую стоянку для автобуса. Если ресторан находится в переулочках Арбата или Сретенки, то туда просто сложно подъехать. В принципе, я не слышал жалоб от наших коллег из Комитета по туризму и гостиничному хозяйству, что в Москве существуют проблемы с организацией питания, особенно учитывая то, что центр имеет очень высокий показатель обеспеченности.
— Насколько территория Новой Москвы обеспечена ресторанами и кафе? Там ситуация совсем плачевная?
— Ну почему? Как и на старых территориях, там все крайне неравномерно. Скажем, есть, например, Троицк, где много ресторанов и кафе. Также перспективной для развития индустрии питания нам кажется зона вдоль трасс федерального значения, зоны отдыха.