Четверг 15 ноября, 01:11
Небольшой Снегопад 0°
Город

Премьера в "Геликон-опере". Мелодии и шутки верных друзей

Солисты Александр Миминошвили и Инна Звеняцкая.
Солисты Александр Миминошвили и Инна Звеняцкая.
Фото: Бабалова Мария
«Геликон-опера» представила очень трогательную премьеру – концерт памяти Тихона Хренникова. Эта программа приурочена сразу к двум датам – 100-летию выдающегося советского композитора и 23 дню рождения театра.

В нашей стране вряд ли найдется человек, не знающий прелестных мелодий из фильмов «Свинарка и пастух», «Верные друзья» или «Много шума из ничего», «Гусарская баллада». Их автор – Тихон Хренников – один из создателей великолепной эпохи знаменитой советской песни, при этом не написавший ни одной песни о коммунистических вождях – народный артист Советского Союза, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор Московской консерватории.

В детстве любимым занятием самого младшего, десятого ребенка в семье провинциально приказчика Николая Ивановича и домохозяйки Варвары Васильевны была игра на стаканах с водой, из которых он умудрялся извлекать причудливые мелодии. Маленький Тиша еще читать не умел, но уже точно знал, что хочет быть композитором. Уже в 19 лет Хренников написал свое первое масштабное произведение – фортепьянный концерт. После этого он был принят на второй курс Московской консерватории. Как пианист учился у Нейгауза, как композитор – у Шебалина.

К моменту окончания консерватории Хренников уже был известным композитором. После премьеры в 1935 году Первой симфонии его стали называть московским Шостаковичем. Именно с Шостаковичем связано имя Хренникова для худрука и основателя «Геликона» Дмитрия Бертмана. В 2000 году Тихон Николаевич пришел на премьеру «Леди Макбет Мценского уезда» и после спектакля заметил: «Эта та опера, которую Шостакович написал. В других театрах – не та».

Характер у Тихона Хренникова был сильным. И хотя он говорит, что никогда не готовился к общественной деятельности с 1948 года (по личному указанию Сталина) и до того момента, как в 1991 году СССР канул в историю, возглавлял Союз композиторов. В самые крутые времена советской эпохи Хренников не написал ни одной отрицательной характеристики на коллег. В других творческих Союзах было принесено много жертв, а из композиторов никто не пострадал. Сталин любил Хренникова и позволял ему многое. Но спасти одного из своих братьев от репрессивной машины знаменитый композитор все же не смог.И к музыкальному политизированному забвению в последние годы жизни композитор относился философски. «Каждый день на протяжении десятилетий я вынимал из почтового ящика карикатуры – то я на электрическом стуле, то на виселице, то в руках у меня оказывается пропуск на кладбище» – вспоминал Тихон Николаевич. «Я привык к тому, что человек – существо завистливо и неблагодарное. И зла ни на кого не держу».

«Геликон» в гала-концерте исполняет не только легендарные песенные хиты Хренникова. Но и фрагменты из его балетов «Капитанская дочка», «Наполеон Бонапарт», и, конечно,  из опер «В бурю», «Безродный зять» и «Золотой теленок». За дирижерским пультом стоял Владимир Понькин. В слаженном ансамбле солистов блистали Александр Миминошвили и Инна Звеняцкая, продемонстрировавшие всю яркость не только хренниковского мелодизма, но и его фирменного чувства юмора.Чтобы найти ноты большинства произведений геликоновцам пришлось разобрать несколько сумок, выброшенных коллегами из других театров на «помойку истории». Но как показала премьера музыка Тихона Хренникова, как подлинная классика, нисколько не устарела, и публикой воспринимается с не меньшим восторгом, чем раньше.

Солисты Александр Миминошвили и Инна Звеняцкая.
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER