Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Юрий Иоффе: «Чудаки» - самая загадочная и провальная пьеса Горького

Развлечения
Юрий Иоффе: «Чудаки» - самая загадочная и провальная пьеса Горького
Режиссер Юрий Иоффе. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

В день славного юбилея на Малой сцене Государственного Академического театра имени Маяковского состоялась премьера спектакля «Чудаки» в его постановке. В этом легендарном театре Юрий Владимирович работает режиссером 33 года, и более 20 из них были с Андреем Гончаровым.

В интервью «Вечерней Москве» Юрий Владимирович объясняет, почему пьеса Максима Горького «Чудаки» - самая загадочная в творчестве основателя соцреализма, и какие вопросы, затронутые в ней, актуальны сегодня.

– Юрий Владимирович, можно предположить, что спектакль «Чудаки» - подарок к вашему юбилею? Ведь вы давно мечтали поставить именно эту пьесу Горького, не так ли?

- Думаю, что это хорошее совпадение. «Чудаков» я задумал поставить пять лет назад на Манхэттене. Именно в этом районе Нью-Йорка Горький написал своих «Чудаков». Я тоже жил и работал на Манхэттене на 23 этаже, ставил там спектакли. Кстати, на афише нашего спектакля – фотография Горького в шляпе, с улыбкой до ушей, на Манхэттене. «Чудаки» - самая загадочная и при этом самая провальная пьеса Горького. Я же люблю авторов, которые несут в себе загадку. Таким образом, я стал серьезно изучать творчество Леонида Андреева. Мне удалось поставить по произведениям Леонида Андреева: «Дни нашей жизни», «Собачий вальс», «Иуда из Кариота Искариот», «Тьма». И вот пять лет назад буквально заболел «Чудаками» Горького. Мне очень захотелось поставить эти четыре сцены, написанные Горьким, чтобы разгадать их загадку. Волнуюсь перед премьерой, переживаю. А тут еще мой странный День рождения – 8 марта! Между прочим, «Чудаков» Горький посвятил матерям.

- Объясните, пожалуйста, почему «Чудаки», на ваш взгляд, «самая загадочная пьеса Максима Горького»?

- Потому что это комедия, а у Горького больше нет комедий. Когда в 1910 году случился провал «Чудаков», в этом же 1910 году, то Горький своей рукой написал ремарки к этой пьесе, чтобы поняли его замысел, чтобы режиссеры и актеры наконец-то правильно прочитали его пьесу. Все последующие постановки «Чудаков», на мой взгляд, являются заблуждением. Есть хорошие работы, но они, как мне кажется, не передают того, что вкладывал в своих «Чудаков» автор.

- Главный герой пьесы – литератор Константин Мастаков. Есть две версии: что Мастаков – пародия на чеховского Константина Треплева, и что в этом персонаже Горький запечатлел самого себя, со всеми слабостями и сомнениями.

- «Чудаки» - это Горький против Горького: вот так я бы представил эту пьесу. В свое время, великий Петр Фоменко совершил открытие, поставив в театре имени Маяковского «Плоды просвещения» Льва Толстого как очень острую комедию. Я видел и мучения Петра Наумовича, и мучения актеров…До этого я видел классический спектакль в Малом Театре «Плоды просвещения» - пять часов, простите, томительной скуки. Такая же муторная тягомотина была и с пьесой «Чудаки». Мне кажется, что в этой «вещи» Горький жонглирует собственной биографией, и своим окружением, и дачными жизнями и своим конформизмом, приспособленчеством, и любовью к женщинам. Поэтому «Чудаки» и комедия, что все - цирк, жонглирование! Хотя «Чудаки» - это болезненный отзвук автора на провал революции 1905 года, когда рухнули «буревестники», и происходил раскол интеллигенции. На лицо – ситуация сегодняшнего дня: с этой непонятной нашей оппозицией, с трепыханием всех и вся… Классика есть классика, которая как спираль…Подыхающий революционер, циники, пропойцы, барствующие болтуны, и у всех претензии друг к другу, - разве не знакомые нам персонажи?!

- Один из героев «Чудаков» (Вукол) говорит: «Брось политику и купи гитару»? Как вам этот вариант?

- Политика превращается в брехаловку, в чесание языков… Придумывают проблемы, с вытекающими спорами… В такой ситуации политики как птицы, которые щебечут-шебечут… Удивительно, что пьеса «Чудаки» написана в 1910 году, потому что многое в ней, почти все – о нас. Поскольку «Чудаки» - не совсем целостная пьеса, то у меня есть возможность попытаться угадать – что не дописал Горький?! И с точки зрения гигантской жизни Горького, а также с точки зрения человека, у которого одно из самых любимых произведений роман «Жизнь Клима Самгина» (написанного Горьким в конце жизни), я осмеливаюсь посмотреть на «Чудаков» так, как их видел сам Горький?!

- Юрий Владимирович, ваш ученик – режиссер Константин Богомолов не у вас ли научился в одно конкретное произведение классика добавлять героев, темы из других его произведений. Да еще при этом придумывать своих героев, из нашей современности? Кстати, вы ходите на премьеры Богомолова?

- Хожу редко, хотя Константин постоянно меня приглашает. Что касается его творчества, то могу сказать одно, причем словами самого же Богомолова: «Ему не хватает кулака Андрея Гончарова!». Андрей Александрович сначала учил Богомолова, а в связи со смертью учителя нам пришлось доучивать и выпускать Богомолова и других режиссеров. Что касается моей постановки «Чудаков», то я ввел туда тексты «Буревестника» и другие тексты Горького… Дело в том, что пьеса состоит из четырех странных сцен, и в ней есть некая пустота, которую нужно заполнить… Я – ученик Бориса Иванович Равенских, который был учеником и продолжателем Театра Всеволода Мейерхольда. А Всеволод Эмильевич, как известно, ставил не пьесу, а автора. Вот и я ставлю автора – Максима Горького. Но за Горького я ничего не дописывал. Даже песни, которые звучат в спектакле - те, которые слушал Горький.

- До сих пор вспоминают о тяжелом характере Андрея Гончарова. Как вам удалось с ним, вместе с Андреем Александрович, проработать в одном театре больше 20 лет?

- Андрей Александрович предложил мне прийти режиссером в театр Маяковского в тот вечер, когда на моих руках умер мой учитель - Борис Иванович Равенских. Он знал, что я люблю своего учителя и предан ему, и поэтому спорил со мной, как раньше спорил с Равенских, продолжателем традиций Мейерхольда. Действительно, Андрей Александрович был человеком с трудным характером. Но у моего учителя Бориса Ивановича характер был еще хуже, а у его учителя – Мейерхольда – еще хуже. Так что после работы с Равенских Гончаров мне был уже не страшен. В театре имени Маяковского служили такие актеры, работать с которыми – мечта, и это дорогого стоило! Андрей Александрович был очень четкий, ясный художник, и я многому у него научился. Лучше всех сказал о Гончарове его ученик Петр Фоменко: «Учитель и мучитель». Но Гончаров был Учителем, именно Учителем, с большой буквы. Гончаров – убежденный последователь Станиславского, выпускник Школы-студии МХАТ, и система Станиславского была его религией. Для Гончарова очень важны были интеллект, знание, личность.

- Ученики Гончарова – актеры рассказывают, что учитель заставлял их страдать, был с ними очень жесткий? У вас такая же политика с актерами?

- Я был хорошим следователем (как в классическом детективе), а Андрей Александрович – плохим. Я, как клуша, возился с актерами, разбирал роли, а Гончаров как даст всем чертей! Но все шло на пользу дела! Почему-то все ученики Гончарова кричат на актеров, а мне нельзя было повышать голос. Гончаров еще забрал меня в свою мастерскую в «ГИТИС», чтобы я и там помогал ему. Раньше я не кричал на актеров, а теперь стал покрикивать. Попытался понять – почему со мной это происходит?! Большинство актеров тратят себя по чуть-чуть – у них все разложено по полочкам – вот эту часть отдать в кино, вот это – на телевидение, это – на радио…И я все больше начинаю понимать Андрея Александровича, его ненависть к актерам с температурой «36 и 6». Гончаров больше всего на свете ненавидел людей театра с температурой 36 и 6, и это, скорее всего, правильно. Ведь у современных актеров именно такая температура, не говоря уже о том, что они месяцами не могут выучить текст. Есть актеры, одаренные от Бога, и не жалеющие себя, но их единицы…

- На ваш опытный взгляд, новый художественный руководитель Театра имени Маяковского Карбаускис придерживается правильной политики, стратегии в отношении репертуара, труппы?

- Политика, тактика и стратегия у Миндаугаса Карбаускиса мне кажется верной. Миндаугас не сидит в кабинете, он постоянно работает: ставит спектакли, репетирует. Актеры нашего театра его слушают, уважают. Он не торопится. У него есть понимание того, что актерские судьбы – это человеческие судьбы. А рушить человеческие судьбы никому не дозволено.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.