Голос ягнят
Для того чтобы не смутить нас, осторожный Астрахан в титрах «Деточек» предусмотрительно поставил: «Сказка». Но здесь, увы, как и в шутке, только доля ее… Эта «как бы сказка» построена на конкретном материале, который грязным потоком льется на нас каждый день из теле- и радиоэфира, из сводок новостей…
… Вот богатые педофилы (в том числе и депутаты Госдумы) на дорогих машинах подтягиваются в детский дом с милым названием «Одуванчик». Мальчики-зайчики и девочки-мальвины с оловянным глазами разбираются ими как горячие пирожки для мерзких утех с подачи алчных крыс -директора и воспитательницы. Но очень скоро все извращенцы и сочувствующие им будут мертвы - им перережут жирные глотки суровые подростки с глубоко надвинутыми на лоб капюшонами.
С этого бескомпромиссного акта возмездия начнется картина. Дальше - больше. Шестерка отчаянных детдомовцев продолжит творить свое правосудие - пустят в ход свои «ножики из кармана» против подлеца-хирурга, обрекшего на смерть ребенка, против хамки-учительницы, из-за которой повесился ученик, против наркоторговцев, торгующих смертью и жирующих в трехэтажных особняках…
Юные «неуловимые мстители» поставят в тупик серьезных дядь-полиционеров, которые, проснувшись, будут ломать голову над этой криминальной загадкой… А население городка, за которым угадываются очертания Минска, будет всячески сочувствовать мстителям и не выдавать их…
Дмитрий Астрахан не зря считается «народным режиссером». И хотя его фильмами «брезгуют» профессиональные критики, но зрители голосуют за них ногами и трудовым рублем - настолько он точно чувствует их настроения. Его картины, снятые всегда в ногу со временем («Ты у меня одна», «Все будет хорошо»), попадают в нерв общества, в его болевые точки. Но здесь уже не точка, а, скорее, трофическая язва, куда засунул свой скальпель хирург-режиссер (вместе со своим постоянным соавтором сценаристом Олегом Даниловым). Эта рана - полный паралич власти, разъеденной коррупцией на всех уровнях. Прошлые проблемы выглядят микроскопическими прыщиками на этом фоне.
Как результат социальной язвы - и это четко следует из фильма - гражданская война, объявленная детям взрослыми дядями и тетями. Причем не только чужими. В картине, что особенно страшно, и родные матери отрекаются от своих детей. «А сейчас, что, не война? - резонно отвечает один из мальчишек в ответ на напоминание о библейских заповедях. Кстати, и священников, что так часто мелькают на телеэкранах, нет ни одного поблизости этих заблудших душ… Еще один миф разрушают авторы…
Смотреть «Деточек» трудно. Как пить горькую микстуру. Ждешь катарсиса. И он наступает в финале. Помните в «Неуловимых мстителях» тот восторг, когда на помощь героям спешит красная конница?
Астрахан решает по-своему. В финале на помощь деточкам-убийцам, которых штурмуют омоновцы с каменными мордами, спешат все мальчишки города… Они, наши деточки пока без кавычек, солидарно встанут горой за ровесников , надвинут капюшоны на лоб и достанут свои острые ножики…
Многое можно поставить авторам в укор - и ставят! - прямолинейность персонажей, любительскую актерскую игру, банальность диалогов… Но все это отступает здесь на второй план - как и «Ворошиловском стрелке» Говорухина. Месть детей взрослым - эта дикая идея прорастает через через «слезу ребенка» Достоевского, через далеких стивенкинговских «кукурузных детей, на российской почве мощной гиперболой и ужасает своей реальностью. Ведь еще пару лет назад прогремело дело «приморских партизан» - тоже мстителей. А фильм был начат еще до этих событий…
Значит, идеи уже носятся в воздухе? И Астрахан их просто уловил - как чуткая антенна. И получился не фильм - крик о помощи. Сигнал тревоги, заставляющий задуматься о спруте коррупции, повязавшем все общество, о цене, которую мы за это платим. И заплатим. Об импотенции власти. О круговой поруке. О беззащитности слабых, старых и малых в нашей стране. То самое социальное кино, которого всегда катастрофически не хватает у нас - в отличие от Европы.
Хорошо бы, мечтаю я, показать эту «сказку» в Госдуме главным «сказочникам» страны. Для сведения о том, что в этой самой стране творится. Ведь даже циничные прокатчики прослезились на просмотре «Деточек». Правда, ставить фильм в планы кинотеатров пока не торопятся. Ждут мальчиков в капюшонах?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Астрахан, режиссер:
- «Деточки» - фильм сложный. Он рождает разные эмоции. У кого-то потрясение, у кого-то неприятие. Главное - он подталкивает к активной дальнейшей дискуссии. Значит, что-то случилось, раз пошла полемика. Если фильм смотрится с интересом, если он вызывает споры, - значит он появился вовремя. Значит, он нужен.
- Если бы органы правосудия сами разбирались с преступниками - «деточкам» вступать нечего было бы делать. Но в реальности -педофил уходит от правосудия. Об этом все знают. А органы бездействуют. А он дальше насилует детей… Только «деточки» останавливают его. И убийцу-врача. И торговцев смертью - наркотиками. И это не возмездие. У этих детей нет выбора, они загнаны в угол, им некуда обращаться за помощью, взрослые их предали. Это сигнал: вы доведет до этого - и они достанут ножи.
- Вся государственная машина должна работать на человека. Дать возможность каждому из нас максимально развиваться. Это - в идеале. Мы это декларируем, но еще не делаем. У нас целые институты власти бездействуют. Именно бездействие рождает эту ситуацию.