Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

По лезвию ножа

Общество
По лезвию ножа

[b]У Борхеса есть оригинальный рассказ о двух необычных «героях». Два кинжала соперничают друг с другом посредством людей, своих владельцев, которые меняются на протяжении нескольких веков.[/b]– Это не мистика, – считает художник-оружейник Андрей Бережков, с которым мы беседуем в длинном коридоре между старым и новым зданиями Государственной думы, где развернулась выставка оружия, имеющего художественную ценность.– У историков есть такой термин, как «бытование» предмета. Кому он принадлежал, какие исторические события при этом происходили, и как этот предмет с ними связан. Но самое основное – это энергия, которую вкладывает в свою работу изначально сам художник, создатель оружия.Работы русских оружейных художников отличаются не только красотой и изяществом, но и тем, что называют «благородством». Недаром у нас в языке есть словосочетание «благородное оружие».– Наши предки называли холодное оружие «белым», – говорит член Союза художников России Евгений Сорокин. – Образцы западных оружейников более агрессивные, жесткие. А в наших клинках, можно сказать, миролюбивая аура.Впрочем, до сегодняшнего дня опасной остается… сама профессия мастера-оружейника.– Мы не имеем права хранить и перевозить свои работы даже в упакованном виде, – продолжает Евгений. – Художник, создающий произведение искусства в виде, например, ножа, не может экспонировать свой предмет. Его тут же могут арестовать как банального «изготовителя холодного оружия».К сожалению, с точки зрения действующего закона, действительно все одно – что выточенная в гараже с помощью напильника «пика» для хулигана, что оружие, являющееся произведением искусства. Прежняя советская «уравниловка» тут до сих пор не изжита.– На каждое изделие художник-оружейник затрачивает месяцы, а то и годы жизни, – рассказывает Андрей Бережков. – Посудите, ведь иногда, чтобы украсить нож рисунком, требуется нанести десятки тончайших слоев. Это кропотливый труд, тут кроме мастерства и таланта еще и терпение требуется…К сожалению, выставки современного художественного оружия проходят редко. И тут, в стенах Госдумы, выставка развернулась лишь по «поводу»: именно в эти дни законодателями рассматриваются поправки, которые могут помочь мастерам обрести наконец законный статус.– Вообще-то это будет лишь констатацией факта, – говорит художник Михаил Жирядов, – ведь в 90-х годах изготовление авторского холодного оружия уже превратилось в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства страны. У нас появилась своя Гильдия мастеров-оружейников, в которую объединились мастера Москвы, Тулы, Владимира, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, – в общем, всех городов, где популярно оружейное искусство.Парадоксальность законодательства в том, что сегодня не существует определения не только худоджественного, но и антикварного, музейного оружия. Наша гильдия совместно с депутатами Госдумы специалистами Министерства культуры долго вырабатывала понятие оружия, имеющего художественную ценность.В новой редакции закона, можно надеяться, это понятие будет одним из ключевых.– Русское оружие снискало себе славу не только в боевых действиях на протяжении всей истории России, но часто оно является и художественной ценностью – говорит председатель Комитета по безопасности Госдумы Александр Гуров. – Законопроект, инициатором которого является наш комитет, я думаю, должен быть принят. До сих пор его не принимали, я считаю, лишь из-за извечной российской подозрительности в сочетании с неумением ловить настоящих преступников. Преступления, как правило, совершаются скорее при помощи кухонного ножа, заточки либо какого-нибудь там «пера», выражаясь на определенном жаргоне. Но вряд ли преступник воспользуется высокохудожественным образцом холодного оружия. Это абсурд!

Подкасты