Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Необычные автомобилисты: реакция и зрение обострены. Машину водят отлично!

Общество
Необычные автомобилисты: реакция и зрение обострены. Машину водят отлично!
Сергей Никитинский — один из первых слабослышащих людей, кто получил водительское удостоверение. / Фото: «Вечерняя Москва»

А профессиональные водители так просто в панике: дорожная ситуация сейчас стала намного сложнее, люди разучились грамотно ездить, возникает много аварийных случаев.

Порой просто необходимо предупредить об опасности, посигналить, например.

И если за рулем глухой? Он же не отреагирует! Сложившийся стереотип, что глухой за рулем — это обезьяна с гранатой, не удивляет.

Всего лишь 40 лет назад в Советском Союзе слабослышащим было запрещено водить автомобили. Совсем. Те, кто вообще ездил, покоряли дорожные трассы нелегально, без водительских прав. Некоторые особо страстные автолюбители сами собирали свои мотоциклы, автомобили, катера и даже… самолеты! И при этом во многих колхозах и совхозах советского времени было немало глухих и слабослышащих, которые работали трактористами.

Причем числились на хорошем счету. Но запрет оставался запретом.

На «загнивающем» Западе тогда наблюдалась противоположная ситуация: глухие давным-давно на законных основаниях управляли своими автомобилями, работали водителями большегрузных трейлеров, водили самолеты… Дальше так продолжаться не могло. Лидеры Всероссийского и Московского обществ глухих начали отстаивать право неслышащих на вождение машин: шли переговоры с властями, в первую очередь — с Министерством здравоохранения, вопрос неоднократно поднимался в СМИ.

Трудно сказать, что повлияло на решение чиновников: может быть, настойчивость руководства Общества глухих или убедительный зарубежный опыт и факты, но было решено провести эксперимент и проверить слабослышащих «на вшивость». Началось тестовое обучение в автошколах… …Сергей Никитинский, один из слушателей первой московской экспериментальной группы, вспоминает, что они очень переживали за результаты: ведь от них зависело, смогут ли глухие вообще садиться за руль. Но, несмотря на сверхстрогость экзаменаторов, вся группа сдала экзамены на вождение на отлично! За два следующих года после обучения у всех выпускников автошколы не было ни одного прокола на дороге.

Эксперимент расширили: в нем в течение пяти лет в крупных городах и союзных республиках СССР приняли участие более 2 тысяч людей с нарушениями слуха.

В процессе управления автомобилем люди 95 процентов информации получают визуально. Эксперимент показал, что у глухих и слабослышащих это восприятие особенно обострено: они четко реагируют на визуальные сигналы и даже на движения вне поля зрения. Кроме того, скорость реакции у слабослышащих очень высокая; они также не отвлекаются на разговоры, посторонние шумы, более внимательны на дорогах и намного реже попадают в аварии, чем слышащие.

Заключение экспертной комиссии стало основанием для приказа Минздрава СССР о допуске глухих к вождению личного автотранспорта. Дорога перед слабослышащими и глухими автолюбителями была расчищена. Это была победа! Позже в действие ввели опознавательный знак «глухой водитель» (желтый круг с тремя черными кружками, расположенными по углам. — «ВМ»). Эта метка при желании прикрепляется к заднему стеклу автомобиля. Но многие предпочитают не пользоваться этим знаком, так как мало того, что его очень сложно найти в свободной продаже, он также служит приманкой для воров и хулиганов на дорогах.

В настоящее время водительские права можно получить разными способами: научиться ездить на машине друзей, знакомых, а затем сдать экстерном в ГИБДД; платить частному инструктору по вождению за обучение; или воспользоваться традиционным и проверенным способом — автошколой.

К сожалению, обычные автошколы неохотно принимают глухих учеников, боясь брать на себя ответственность за их обучение. Поэтому в большинстве случаев приходится искать автошколы, в которых глухие могут обучаться с переводчиком жестового языка. Таких в Москве несколько. Одна из них находится при Политехническом колледже № 39 и с 2000 года ведет обучение глухих и слабослышащих автолюбителей. За все это время автошкола подготовила более тысячи слабослышащих водителей.

Занятия в «специальной» группе автошколы ничем не отличаются от обычной: те же лекции по Правилам дорожного движения, практика, а затем экзамен в ГИБДД.

Некоторые из инструкторов вождения даже знают азы жестового языка глухих, и в большинстве своем они стараются найти индивидуальный подход к необычному ученику.

Руководитель автошколы при колледже № 39 Валерий Вареник утверждает, что отсутствие слуха у учеников компенсируется такими качествами, как осязание, внимательность, высокая мотивация и упорство в достижении цели. Поэтому слабослышащие выпускники автошколы, как правило, становятся хорошими водителями.

Казалось бы, что вопрос о том, что глухие могут водить, причем не хуже остальных, даже и не стоит и закрыт навсегда.

Но в 2010 году Министерство здравоохранения и социального развития РФ выпустило приказ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры…», который мимоходом аннулировал узаконенное право глухих на вождение автомашин.

И снова, как и четыре десятилетия назад, руководители Всероссийского общества глухих ведут непростые переговоры. В настоящее время удалось приостановить дискриминационное распоряжение и на подписании находится новый проект приказа Минздрава, по которому — есть надежда! — глухим людям снова будет возвращена с трудом завоеванная возможность водить автомобиль…

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.