Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Дом, который построил Горин

Развлечения
Дом, который построил Горин

[i]Мой приезд из Киева в столицу он приветствовал. Когда же, спустя десять лет, я сообщил, что покидаю Москву и еду в Израиль, он удивленно поднял брови:– Так зачем тебе нужна была эта репетиция?Потом, после секундной паузы:– Что ты там будешь делать?– То, что и здесь, – бодро и наивно ответил я. – Писать книги, пьесы, меня будут переводить.Он грустно вздохнул. На меня смотрели его выразительные глаза, мудрые и печальные.– Они тебя не поймут.– Почему?– Мы воспитывались на разных сказках.[/i]Как часто я вспоминаю эту фразу.Как рано он ушел! Как невосполнимо! Цитирую режиссера Марка Захарова: «Горин – это явление. Причем, не случайное, не какой-нибудь метеорит, промелькнувший однажды, Горина надо осмыслить как некую закономерность, которая впитала в себя веселость целого, не очень складного и не слишком удачливого поколения».Как много цвета ушло бы из палитры Российского искусства, если бы не было таких театральных и телевизионных шедевров как «Тиль», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Забыть Герострата». Не говоря о спектакле по его последней пьесе «Шут Балакирев», до премьеры которого он не дожил всего несколько недель. Шут о Шуте – спектакль-реквием.Но это о Горине, который уже стоит на пьедестале. А я помню его еще малоизвестного, худенького, безбородого, когда, окончив мединститут, он работал на «скорой помощи», бегал по редакциям и, как сам шутливо рассказывал, «угрожая скальпелем, требовал публикаций». Я помню, как вместе с Аркадием Аркановым, он писал сценки и монологи для эстрады, оттачивая свое мастерство. Эстрада – великая школа для писателя, она формирует парадоксальное мышление, она заставляет на малой площади, всего в пять-десять минут, создать сюжет, образы, диалоги, насытить их юмором и подтекстом, держать зрителя в напряжении, заставляя смеяться или плакать. Как много прозаиков, драматургов, поэтов, киносценаристов прошли сквозь школу Эстрады: Виктор Ардов, Борис Ласкин, Владимир Поляков, Аркадий Арканов, Эдуард Успенский, Аркадий Хайт, Феликс Кандель, Александр Курляндский. А Ильф и Петров?.. А Маяковский?.. А некто Чехонте, который тоже неплохо состоялся!..Горин на «отлично» окончил эту школу, взяв у нее самое лучшее и счастливо избежав распространенного порока эстрады: диктата репризы над смыслом. До сих пор десятки его монологов читают сотни артистов, благословляя автора за постоянный успех. Стоит хотя бы вспомнить ставшие уже хрестоматийными монологи «Хочу харчо!» и «Повязка сползла».Его рассказы постоянно публиковались в «Литературной газете» в Клубе «Двенадцать стульев» и всегда вызывали повышенный интерес читателей. Они были смешны, остры и печальны. Его шутки вызывали резонанс во всех слоях общества, на всех его уровнях.А потом он решительно и бесповоротно ушел в драматургию. Он писал такие пьесы, которые невозможно было не ставить. Театры хватали их прямо «с кончика пера», еще теплыми, потому что пьесы Горина были обречены на успех. С постановки Марком Захаровым его пьесы «Тиль» началось второе рождение театра «Ленинского комсомола».Этот спектакль имел большое значение и в моей жизни.Мы тогда еще жили в Киеве. Когда моей дочке Маше исполнилось четыре года, я повел ее в кукольный театр. Через десять минут скучнейшего действия Маша запросилась домой, через двадцать минут – расплакалась, к финалу – заснула. Честно говоря, и я дремал вместе с ней. Потом я сводил ее в ТЮЗ, на спектакль «для самых маленьких». Отсидев первую картину, я понял, почему театр призывал на этот спектакль «самых маленьких» – потому, что дети постарше не оставили бы это издевательство безнаказанным. Когда же я в третий раз предложил дочке пойти в театр, она горько разрыдалась, замахала руками, приговаривая: «За что? Я же себя хорошо вела!» Это была катастрофа: дочь писателя ненавидела театр! Чтобы спасти положение, когда ей исполнилось лет двенадцать, я повез ее в Москву. «Тиль» шел тогда с оглушительным успехом, билеты были проданы на месяц вперед. Я позвонил Грише, объяснил ситуацию и взмолился: выручай! Гриша понял и какими-то правдами и неправдами добыл мне два билета. Дочь очень неохотно согласилась пойти. И то только потому, что второй билет я отдал ее подруге, которая мечтала стать актрисой. После спектакля они обе вышли ошарашенные и потрясенные. Именно тогда у дочери зародился интерес к театру. Когда мы переехали в Москву, она ходила на все премьеры «Ленкома», по нескольку раз смотрела телеспектакли о Мюнхгаузене и Свифте – пьесы Горина стали ее любимой настольной книжкой. А ее подруга, Леночка Яралова, поступила в школу-студию МХАТа, служила в «Современнике», переехала вместе родителями в Израиль, и сегодня – она актриса израильского кино, театра и популярная телеведущая на канале «Израиль плюс». И это тоже влияние Григория Горина! В Москве у меня был свой театр «Гротеск». Кроме эксцентрических комедийных спектаклей, там проводились творческие встречи, выступали Аркадий Арканов, Леонид Якубович, Лев Веселовский: а вот Горина я никак не мог заполучить: – У меня плохая дикция, я стесняюсь, – упорствовал он.Когда на телеэкраны взлетела передача «Белый попугай» с ведущими Никулиным и Гориным, я спросил у Гриши:– Как же ты все-таки решился?– Я прикинул, – объяснил он, – что все эпиграммы о моей дикции уже написаны, и понял, что можно рискнуть.Передо мной лежат три его книги с дарственными надписями. Первую он подарил мне еще в Киеве: «коханому Сашеньке от друга-москаля с любовью!» Вторую – в Москве: «Эта книга украдена из библиотеки Григория Горина. Стыдно!» А третью – уже в Израиле, когда я выпускал журнал «Балаган»: «Дорогому Сашеньке Каневскому, который пытается переделать мировой бардак в «Балаган». Удачи тебе!» Он был талантлив во всем, даже в коротких посвящениях! Я, часто прилетая в Москву, непременно бывал у него. Он работал над сценарием о царе Соломоне и дал мне несколько уже готовых эпизодов для публикации в «Балагане». Потом театр «Гешер» заказал ему по этому сценарию пьесу.Он написал и привез в Тель-Авив ее сдавать. В это время в «Гешере» был поставлен спектакль «Кфар» («Деревушка»). И я, и Гриша были на просмотре. После первого акта я вышел таким же потрясенным, как моя дочь после «Тиля». И Горин был в восторге: – Слушай, выше уже невозможно прыгнуть. Я не стану сдавать пьесу – я увезу ее в Москву и буду еще работать и работать! И он не сдал. Но, к великому сожалению, и не завершил ее. Не успел.Он ушел из жизни всего через несколько месяцев после своего широко отмеченного шестидесятилетия.Ненавижу юбилеи – они репетиции похорон! И снова вспоминаю высказывание Марка Захарова о Горине: «Печальный философ, умеющий обернуться коверным и шутить уморительным образом о премудростях мироздания». Да, он был истинный Шут, с огромным сердцем, необъятной добротой и вечной тревогой. Все его герои родились в его душе, наполнены его кровью. И философ Свифт, и влюбленный Волшебник, и бунтарь Тиль, и самый «правдивый» человек Мюнхгаузен – все это он, Григорий Горин, смешной и мудрый, печальный и ироничный. Это он завещал нам устами своего героя: «Серьезное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением.Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» В одной из его ранних сценок автор пьесы смешался с толпой зрителей, расходящихся после премьеры, и слышит отзывы о спектакле: и неожиданные, и обидные, и противоречивые. И завершается эта сценка коротким монологом Драматурга:– В висках стучит! Боль в сердце! Жар в крови!.. И все-таки, да здравствуют премьеры! Будь славен зритель – главный мой судья! Твой приговор хочу услышать я: Прошу не снисхожденья – высшей меры!..Григорий Горин навсегда приговорен к высшей мере нашей благодарности и любви![b]Израиль[/b]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.