Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Рафинированный варвар

Развлечения
Рафинированный варвар

[i]Современники, как правило, понимают, кому из тех, кто живет бок о бок с ними, предстоит бессмертие. Вот, собственно, и все, что я хочу сказать, предваряя свою беседу со скульптором Эрнстом Неизвестным, который недавно отметил свое 80-летие.[/i][b]– Начнем, Эрнст Иосифович, с последней вашей работы, которую вы мне показали, – с проекта памятника Дягилеву в Перми. Почему именно в Перми? И почему – Дягилеву?[/b]– Памятник мне заказал Пермский театр оперы и балета. Сергея Дягилева с Пермью связывало многое: в этом городе прошли его детские и юношеские годы, он потратил много сил и средств на названный театр, в котором уже после смерти Дягилева танцевал великий Нуреев, начинала Надя Павлова. В Перми открыт его музей. Когда мне предложили эту работу, это было неожиданно. Конечно, я давно знаю Серебряный век, но вырывался за его границы, находясь между русским драматическим авангардом и не принадлежа к «Миру искусства» по стилистическим и вкусовым качествам.Я обожал Коненкова, Врубеля – наиболее мужские, брутальные проявления авангарда. А вообще относился ко всему Серебряному веку как к лирической, изысканной вязи. Это и декоративный Билибин, и изысканные Добужинский и Сомов. Но, погрузившись в мир Дягилева, я вдруг ощутил, что мне он довольно близок. Почему? Потому что сама дягилевская философия, как я ее понимаю, – это не только изысканный мир театральных салонов.[b]– А что же это, по-вашему?[/b]– Оказалось, что вся жизнь Дягилева и его балета проходили под знаком, с одной стороны, русского патриотизма, а с другой – ницшеанского дендизма. Это история личной драмы и душевной раздвоенности, и это грандиозная трагедия. Я прочитал об этом все, что было возможно. В частности, я прочитал исследование заболевания Нижинского, а он, как известно, страдал душевным заболеванием, прочитал о его связи с Дягилевым, воспоминания Сергея Лифаря и так далее.Дягилев был личностью грандиозной. Это возрожденческая фигура. Он обладал необычайной художественной интуицией, являясь предтечей и зрелого Мейерхольда, и всего, что происходит в балете и театре даже сегодня. Он обладал невероятным видением талантов. Ведь он собрал всех, в том числе художников.Кто в Европе до него знал Бенуа, Бакста? Мне казалось, по неведению, что дягилевские сезоны – это великая художественная парфюмерия, а вышло, что я столкнулся с великим искусством, с шекспировской драмой. Поэтому задача моя оказалась очень сложной – отобразить в скульптуре два начала: элегантность балета и драматизм внутреннего мира его создателя. Я рад, что мне довелось решать ее в пластике.[b]– Мы встречались с вами больше десяти лет назад. Ваши творческие концепции изменились с тех пор?[/b]– Насколько я себя субъективно понимаю, в определенном смысле я рафинировался. Еще несколько лет тому назад я бы не мог взяться за такую работу, как скульптурный портрет Дягилева.[b]– Что значит рафинировался?[/b]– Раньше был, условно говоря, варварский размах, поскольку я был дитя веховского мышления, которое было экспроприировано Сталиным и в извращенном виде продолжало традицию утопического русского сознания – его титанические устремления к переустройству общества. И утопическое поле моего сознания – наследство российской культуры. Я отвергал советскую идеологию до последнего времени и, когда вдруг открыл, что и она построена по веховским утопическим принципам, конечно, будучи обезбоженной. Но со временем мой титанизм постепенно во мне угасал. Я понял, что небо можно видеть в чашечке цветка – необязательно лететь в космос. Когдато я был улиткой и тигром одновременно, и в качестве тигра мне хотелось из раковины выскочить, обежать весь мир и заставить его скульптурами. И отменить все, кроме хлебопашества и камнерезания. А сейчас я – улитка, которая хочет втянуть свои рожки как можно глубже в раковину. Поэтому, скажем, когда я леплю своего кентавра, я не таскаю глину тоннами, и не только потому, что я это больше не могу, дело не только в этом.Раньше, когда я лепил кентавра, я представлял себе облака, ветры, ураганы, которые над ним, и каких-то людишек, которые – под ним. Мой стиль за десять лет не изменился. Что же изменилось? Я всегда не любил публичности, светскости, а сейчас от замкнутости, одиночества получаю еще большее удовольствие.[b]– Но ведь ваши известные работы: скульптурный портрет Хрущева, даже иллюстрации к «Преступлению и наказанию» были, мне кажется, публичными, социально направленными![/b]– Люди, хорошо меня знающие, подтвердят, что я всегда уклонялся от политики. У меня нет ни одного диссидентского интервью или высказывания. Да, я дал интервью итальянской газете Corriere Della Sera, в котором объяснил, почему я считаю Подгорного дураком ([i]Н. В. Подгорный – в 60-х годах председатель президиума Верховного совета СССР[/i]. – [b]Ред.[/b]) Но в этом интервью не было ничего диссидентского! Я считал Подгорного дураком, потому что он не ответил на мое письмо, а был обязан ответить. И я решил его, дурака, наказать. А в принципе, повторяю, я уклонялся от каких-либо форм социального существования. Молодежь в свое время меня обожала, пыталась выбрать в какието представительные органы на съезде и в Союзе художников.Единственная властная возможность, которой я пользовался, проявилась на фронте, когда я был командиром. А все мое поколение – и успешное, и неуспешное – всегда занимало какие-то властные позиции: и самые высокие, и средние, и низкие. Мне это все чуждо. Больше того, во всех моих произведениях нет признаков времени. Дягилев – первое, где они появились: котелок, балетные костюмы, трость.Если вы внимательно присмотритесь к моим работам, вы не найдете в них примет времени: ни буденновских шашек, ни усов, ни бород даже! Уж не говоря о шароварах, костюмах, поддевках. Все мои герои в основном без волос, потому что и прическа – признак времени. Дело, конечно, не в этом, а в иронии, что называется, судьбы. Где-то наверху есть своеобразное чувство юмора: я прекрасно отдаю себе отчет, что значительные произведения искусства многовекторны. Без метафизики, веры в высшие силы не может быть искусства! Эта вера может и декларироваться, и содержаться в произведении искусства, не зная, что она есть. Но, конечно, в значительные произведения искусства всегда врывались и время, и политика. От политики не мог уйти ни один художник: ни Микеланджело, ни Леонардо. Я не хочу сравнивать себя с ними, но вектор политики через меня тоже проходил.[b]– Вы имеете в виду монумент «Жертвам политических репрессий»?[/b]– Я отверг название монумента: «Жертвам сталинских репрессий». Почему? Потому что я не считаю, что это – сталинские репрессии. В смысле – лично Сталина. И считаю куцым хрущевское определение: культ личности. И Мераб Мамардошвили, и Юрий Карякин, и другие мои друзья-философы одобрили мое название: «Жертвам утопического сознания». И я всячески, повторяю, отвергал попытки политизировать мой монумент – и Алесем Адамовичем, и другими друзьями-либералами, диссидентами. В массе своей они были журналистами – понимаете, в каком смысле? Но они не мыслили как скульпторы! Они не понимали, что скульптура не может быть журналистикой, как делала некоторые скульптуры советская пропаганда. Скульптура делается десятки лет, линия партии и линия диссидентства меняются, а скульптура – летопись вечности. Мне предлагали, скажем, у подножия монумента разложить мозаику – маску Сталина. Чтобы можно было топтать и плевать. Наши великие, уважаемые мной журналисты были на уровне Хусейна, который придумал сделать такое с Бушем. Это – рептильный, полудикий уровень. Я ото всего этого уклонялся, но меня это догоняет, это – ирония судьбы.[b]– Тогда поговорим немного о вашей судьбе. Вы ведь родились в Свердловске, Эрнст Иосифович?[/b] Да, и мои земляки меня чтут: даже крестильную ложечку нашли и раскопали в моей родословной много интересного. Я, например, не знал, что мой прапрадед служил 25 лет в царской армии.[b]– Был кантонистом?[/b]– Пока подтверждений этому нет. Еще они раскопали, что дед мой был купцом, очень богатым человеком, они нашли его страховки, документы на право собственности. А папа мой был белым офицером, два его брата тоже были белыми офицерами у Колчака и Деникина. Очень всем этим мои земляки гордятся, я стал провинциальным героем. На Урале прошли мои выставки, издан прекрасный каталог.[b]– А ваши исследователи не интересовались происхождением вашей фамилии?[/b]– Неизвестнов – старорусская казаческая фамилия, к тому же бандитская. Но и, наверное, кантонистская тоже.[b]– Вы человек занятой, тем не менее находите время поддерживать молодых…[/b]– Мной был создан Фонд по поддержке молодых художников России. В его руководство вошли такие люди, как Окуджава, Ефремов, даже министр культуры в него попросился. Там были и Гайдар, и теперешние мультимиллионеры. Моя задача была в основном поддержать ребят из провинции. Дело в том, что с ними, да и со всей советской культурой, произошла трагедия. Они – молодые, но воспитывались при советской власти, и стали похожими на... Представьте, у вас есть кошки, вы их оскопляете, выдергиваете зубы и когти и пускаете в лес, на охоту...То есть практически все воспитание делало из молодых людей послушных рабов, приучало их к тому, что государство, старший брат, будет о них заботиться при одном условии: если они будут послушными. Но поскольку в период всех оттепелей рамки дозволенного раздвинулись, молодые могли делать вещи достаточно интересные и профессиональные. То есть с голоду им умереть не давали. Были творческие союзы, которые обязаны были их подкармливать. Хоть и с барского стола, но все равно. И внезапно все это кончилось, наступил капитализм. Причем капитализм не европейско-американского толка. И люди вообще лишились каких-либо возможностей и перспектив.Когда-то я был анархо-синдикалистом: оставьте меня в покое, не кормите, я – волк, с рук не ем. Но только оставьте меня в покое, я прокормлюсь сам. Мы с Любимовым это обсуждали, он тоже говорил им: я прокормлю себя сам, оставьте мой театр в покое![b]– По-моему, об этом мечтает каждый настоящий художник…[/b]– Но оказалось, что это не так во всем мире! Возьмем Америку. Здесь есть фонды федеральные, этнические, религиозные, частные – их сотни. И найти грант, то есть помощь от этих фондов, ничего не стоит, надо только быть в курсе. Я знал Бродского, который жил на гранты, никакой профессурой он столько бы не заработал.Или вот автор недавно вышедшей книги обо мне, американец Альберт, получил несколько грантов, ездил на них в командировки в Россию, в Ригу, побывал везде, где когда-то бывал я. И познакомился там с моими друзьями, врагами...Возьмем Оскара Рабина. Этот российский эмигрант получил от мэрии Парижа такую мастерскую, какая ему на родине и не снилась. То есть везде в мире патронируют искусство.Меценатство в той же Америке имеет столетние традиции, американский закон его поощряет, учитывая пожертвования в налогах. Ничего этого в России нет. Ребята брошены как щенки, как котята. Где им соперничать с бандитами от искусства![b]– И вы решили им помочь[/b]…– Да, я решил поддержать молодежь, ухнув – тогда я это еще мог – в свой фонд кучу денег. Я давал гранты по 4 тысячи долларов, для тогдашней России это были огромные деньги. Но я не мог содержать аппарат фонда, платить налоги за его содержание. Я рассчитывал на членов моего фонда, среди которых были люди, называемые сегодня олигархами. Но они не дали ни копейки! Сейчас я понял, почему.Поддержка футбольной команды, спектакля для человека, заинтересованного в публичном имидже, есть не что иное, как пиаровская акция. А поддержать какого-то безвестного художника, организовать его выставку, которую, возможно, никто и не заметит, – для них нет смысла. А для чего? Достаточно купить какой-нибудь «Кинотавр» или какое-нибудь безвкусное шоу, где изображают что-то околосексуальное, чтобы ты прослыл великим меценатом.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.