Мы рождаемся жить, а не готовиться к жизни: 10 мудрых цитат из романа "Доктор Живаго"
"Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрёт в 1929 году. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, - 1903-1945 гг. По духу это нечто среднее между Карамазовыми и Вильгельмом Мейстером", - так в одном из писем к Ольге Ивинской Борис Пастернак охарактеризовал свой труд - уникальную автобиографию духа, которая даёт пищу для размышлений все новым поколениям ценителей настоящей литературы.
"Доктор Живаго" писался в Переделкине, а увидел свет в Милане. В 1956 году Пастернак предложил рукопись романа литературно-художественным журналам "Новый мир" и "Знамя", а также альманаху "Литературная Москва". Копию писатель также направил знакомому итальянскому издателю Джанджакомо Фельтринелли, так как надежды на скорую публикацию "Живаго" в России было немного. Пастернак не ошибся - осенью того же года "Новый мир" ответил отказом на запрос о публикации, мотивируя решение "противоположностью позиций" с автором.
23 ноября 1957 года "Доктор Живаго" был издан в Милане в издательстве Джанджакомо Фельтринелли и имел колоссальный успех.
Когда 23 октября 1958 года Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе "за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа", в "Литературной газете" напечатали то самое письмо с отказом от редакции "Нового мира", объясняющее, почему роман не мог быть напечатан в СССР. Официальная реакция партии на решение Нобелевского комитета хорошо известна, под давлением Пастернак откажется от премии - её получит сын писателя лишь три десятилетия спустя.
Судьба "Доктора Живаго" в СССР на те же три десятка лет была определена скандалом и ярлыком антисоветчины, роман распространялся в самиздате, а официально был опубликова только в 1988 году. Кстати, в том же "Новом мире".
Образ Юрия Живаго признан одним из самых сложных в русской литературе, можно смело утверждать, что каждый читатель романа понимает его по-своему.
"Вечерняя Москва" предлагает перечитать самые глубокие строки романа и еще раз осмыслить конфликт нравственности души и мирового хаоса.
"...Этим и страшна жизнь кругом. Чем она оглушает, громом и молнией? Нет, косыми взглядами и шепотом оговора. В ней все двусмысленность и подвох. Отдельная нитка, как паутинка, потянул её и нет конца, попробуй выбраться из сети — только больше запутаешься. И над сильным властвует подлый и слабый".
"Я хочу сказать, что в жизни состоятельных было, правда, что-то нездоровое. Бездна лишнего. Лишняя мебель и лишние комнаты в доме, лишние тонкости чувств, лишние выражения".
"Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его".
"Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне".
"Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно".
"Искусство служит красоте, а красота есть счастье обладания формой, форма же есть органический ключ существования, формой должно владеть все живущее, чтобы существовать и, таким образом, искусство — есть рассказ о счастье существования".
"Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, всё равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собою проповедник".
"Мы рождаемся жить, а не готовиться к жизни".
"Сознание яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание – свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтоб не споткнуться. Сознание это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь и случится катастрофа".
"Только жизнь, похожая на жизнь окружающих и среди нее бесследно тонущая, есть жизнь настоящая".