Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Реальность и мифы женской авиации

Общество

Елена Новичкова, одна из немногих в России женщин — командиров воздушного судна, только что с рейса. После бессонной ночи с женщиной «обычных» профессий лучше не заговаривать, а сразу отпустить на отдых — нервы не шутка. Но Елена — другое дело: даже после рейса мила и абсолютно невозмутима.

Наверное, это профессиональное. Или такой склад характера; впрочем, истерики в авиации просто не задерживаются.

Сложно ли было получить такую, казалось бы, «мужскую» профессию, как летчик гражданской авиации?

— Непросто. На самом деле я не стремилась в гражданскую авиацию. Меня привлекала авиация спортивная, и в течение 15 лет я работала летчиком-инструктором в аэроклубе ДОСААФ. Училище, где готовили летчиков-инструкторов для ДОСААФ, находилось на Украине, в Запорожье. Туда тоже женщин не брали, был только спецнабор девушек: желающих было много, поэтому и не устояли под напором. И еще в советские времена был спецнабор — в Кременчугское училище гражданской авиации.

Я оканчивала Калужское летно-техническое училище как летчик ДОСААФ, которое открыли после того, как Украина стала заграницей.

И когда семь лет назад я пришла работать в «Аэрофлот», у меня было длительное переучивание, связанное в том числе с переходом из одного вида авиации в другой. Это сейчас для девушек не проблема — поступить в летное училище. А за рубежом, например, во Франции, где я работала инструктором спортивной авиации, есть даже целые программы по привлечению барышень за штурвал гражданских лайнеров.

Сталкиваетесь ли вы с какими-то предрассудками? Лет 10 назад они, наверное, были сильнее, чем сейчас?

— Конечно, да и сегодня, наверно, тоже есть, но они уже связаны только с личным отношением. У некоторых сохраняется еще домостроевская вера в то, что женщины неспособны летать... Однако в целом все эти анекдоты про «бабу на борту» сейчас уже не более чем плохого качества юмор.

А какой был ваш первый самолет?

— Начинала я летать на спортивном Як-52, а первым гражданским самолетом у меня был тот же тип, на котором я летаю сейчас, — Airbus 320. В «Аэрофлоте» пилоты приписаны к отрядам по типам воздушного судна. Я вхожу в отряд среднемагистральных «Аэробусов».

И что, разницы нет между спортивным и гражданским пилотированием?

— Ну что вы, это совершенно разные вещи. Даже по объему необходимых требований, знаний. В спортивной авиации все значительно проще. В гражданской же авиации огромный объем инструкций, правил, которые нужно изучить, твердо знать и применять.

Говорят, что современные авиалайнеры — это «компьютеры с крыльями», которые почти не требуют ручного пилотирования, в отличие от старых «Ту» или «Илов»...

— Ну, раньше и землю пахали ручным плугом, а теперь трактором... Раньше самолеты надо было пилотировать в ручном режиме.

Такой был уровень развития технологий, оборудования — и бортового, и наземного. Да, были хорошие самолеты и прекрасные пилоты. Но технический прогресс идет вперед, и самолеты нового поколения, такие как «Аэробус», сделаны специально так, чтобы снять с экипажа значительную часть нагрузки. Это не означает, что компьютер думает за летчика, — управляет все равно пилот. Но если раньше ему нужна была еще значительная сила мускулов, то сейчас от него требуется прежде всего сила разума.

Трудно ли стать командиром воздушного судна?

— Да, поскольку очень высокие требования, отсев идет на каждом этапе подготовки.

До должности КВС я была вторым пилотом, их на А320 двое. А штурманов нет — навигационные системы сейчас очень хорошие.

По каким направлениям приходится летать?

— Вообще в «Аэрофлоте» отряд А320 летает на среднемагистральных самолетах. Когда на линию вводится начинающий командир, у него есть некоторые ограничения по направлениям. Я пока летаю в основном по России и в Германию. Первый мой самостоятельный полет останется самым запоминающимся. Это 3,5 часа полета до Мюнхена. О том, что мы пересекаем границу России, нам сообщает навигационная система. Вообще же, когда нет облачности, мы видим многое просто глазами. Конечно, то, что не прямо под нами, а несколько сбоку. У нас потрясающий вид из окна нашего рабочего кабинета!

Какие аэропорты считаются самыми сложными у вас?

— Довольно «головоломные» аэропорты в Италии, Австрии. В Цюрихе очень интенсивное движение и большая нагрузка при заходе на посадку. В суперавиаузле Франкфурта тоже большая интенсивность, но педантичные немцы во всем очень хорошо помогают пилотам, ведут, отслеживают и не допускают проблем.

А что можно сказать на фоне Европы про Московский авиаузел?

— Он для нас родной, домашний — а иностранцам здесь, наверное, тяжело. Ведь над многими городами мира разрешены полеты авиации, а над нашей столицей пока остается режимная зона.

Самый дальний ваш рейс?

— В Улан-Батор, на более длинные дистанции летают уже другие отряды. Есть строгая последовательность. Раньше летали сначала на самолетах 4-го класса — Ан-2, например. Затем Ан-24. Потом, уже поработав командиром, пилот переходил на самолет первого класса. А сейчас прямо сразу с училища — поскольку почти нет региональной авиации — пилот приходит на самолет первого класса. Единственное ограничение для начинающих — взлетный вес машины не должен превышать 136 тонн. И пока человек не налетает на этом типе самолета определенное количество часов и не достигнет определенного уровня, он не имеет права переучиваться на следующий класс.

В последнее время много говорят о кадровом кризисе в отрасли. Он существует?

— Когда у нас была плановая экономика — было много летчиков. Аэроклубы и училища выпускали летчиков, они получали работу. Когда же страна перешла на рыночные рельсы, пришлось многое сокращать, авиация пришла в упадок, стало не на чем летать, оказались не нужны летчики. Училища выпускали летчиков, но при этом не обеспечивая им налет. Потом многие возвращались, но не все. Летчиков сейчас выпускают с налетом, но ведь старшее поколение постоянно списывается по возрасту. Поэтому возникает дефицит прежде всего опытных кадров. Ведь после училища нужно много отлетать вторым пилотом, набрать навыки и опыт и только тогда вводиться командиром.

Поэтому да — командиров дефицит, ведь авиакомпании заинтересованы взять готовых командиров, чтобы не тратить годы на переподготовку. Однако негде. А в целом — училища работают, молодых пилотов немало.

Чем отличаются пилоты старшего и младшего поколений?

— Система учебы стала другая. Летчик учится всю жизнь.

Но если раньше учились постепенно, то сейчас сразу на самолеты первого класса.

А так «отцам» нравится одно, младшему поколению — другое. Кстати, девушек стало приходить довольно много.

Но вот в спортивной авиации девушек действительно много, они любят небо...

— Это правда. Как и я, многие к нам приходят из спортивной авиации. Была возможность, переучивались.

Кстати, раньше военных летчиков старались не брать в гражданскую авиацию.

Потому что у них установка: выполнить задачу любой ценой, а у гражданского — сделать все максимально безопасно. Поэтому если и бывают какие-то отклонения — они быстро пресекаются, и летать такой человек уже не будет. «Военная лихость» — вещь недопустимая, если такой летчик не может перестроиться, он не будет работать.

А как пассажиры реагируют, когда слышат по трансляции женский голос командира самолета?

— Бортпроводницы мне говорят, что на каждом рейсе пассажиры радуются — надо же, командир в «Аэрофлоте» женщина! Никто не говорит — ой, женщина, я не полечу.

А посоветовали бы сегодня девушкам идти в летный состав?

— Как вам сказать... Это действительно довольно тяжелая работа, и если ты не готов ей посвятить себя целиком, то не имеет смысла сюда идти. В офисе можно проспать, что-то недоделать — в авиации такого права ни у кого нет.

ЭКСПЕРТ

Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, герой России:

Если кто-то говорит, что женщина за штурвалом слабее мужчины, то я скажу: нисколько не слабее, а может, и лучше! И если человек хочет летать, то должен летать независимо от пола! Скажу больше: женщина по своей природе тщательнее, ответственнее и обязательнее мужчины. И нам в небе от дам только радость. Ведь женщина — это красота жизни, под стать чистому небу над головой и воздушным потокам!

ЖЕНЩИНЫ-ПИЛОТЫ

Баронесса Элиз де Ларош

8 марта 1910 года мир облетела новость: во Франции баронесса Элиз де Ларош (Раймонда де Ларош) впервые в истории совершила экзаменационный полет и затем стала первой женщиной, получившей лицензию пилота.

Лидия Зверева Первой

профессиональной летчицей в России — авиатриссой стала Лидия Зверева. Сдав положенные испытания, она получила диплом пилота-авиатора № 31 от Всероссийского аэроклуба в ноябре 1911 года. Зверева была не только мужественным, но и скромным человеком. Лишь после смерти в ее шкатулке обнаружили письмо короля русской авиации, автора «мертвой петли» Петра Нестерова, в котором он восхищался тем ее полетом...

Евгения Шаховская

Стать первой российской женщиной-пилотом княгиня Шаховская не успела, стала четвертой, но зато авиатриссой-рекордсменкой. В ноябре 1912 года она первой из женщин подняла самолет на 2,5 километра, выполнила петлю Нестерова. Когда в августе 1914 года Германия объявила России войну, она личным распоряжением императора зачисляется в действующую армию — в авиаотряд военной разведки. Так княгиня Шаховская стала первой в мире военной летчицей...

Все на самолет!

Шли годы. Молодая советская власть выдвинула лозунг: «Все на самолет».

И за штурвал самолетов сели тысячи советских девушек. В годы войны они вместе с мужьями и братьями защищали небо Родины, проявляя чудеса мужества и героизма. В мирное время они осваивают воздушные трассы, испытывают новую технику, летают пилотами гражданской авиации, устанавливают рекорды на международной спортивной арене. Нашим летчицам принадлежит более 120 рекордов мира...

«Аэрофлот» — компания года 2013

«Аэрофлот» стал лауреатом Национальной премии в области бизнеса «Компания года 2013» в номинации «Транспорт».

Эта премия — самая авторитетная отечественная награда в сфере бизнеса. Лауреаты определяются специальным экспертным советом из влиятельных представителей государственной власти и представителей бизнеса. Они высоко оценили достижения «Аэрофлота», отметив активную деятельность компании по улучшению сервиса, внедрению новых технологий во все сферы производственной и коммерческой деятельности.

Лучшая для бизнес-путешествий

«Аэрофлот» признан победителем в номинации «Лучшая компания для бизнес-путешественников» премии «Brand Awаrds» на 6-й церемонии вручения премии. На ней выбрали лучшие бренды в различных отраслях. «Бренд Аэрофлота — один из самых известных не только в России: он входит в топ-20 самых дорогих брендов авиакомпаний мира», — отметил во время награждения заместитель гендиректора по стратегии и альянсам компании Джорджио Каллегари.

Самая бесшумная авиакомпания

«Аэрофлот» занял 1-е место в ежегодной номинации аэропорта им. В. Гавела (г. Прага) «Самая бесшумная авиакомпания». Премия вручается уже в седьмой раз в рамках совместной программы аэро порта и мэрии Праги по защите окружающей среды. После вручения премии региональный представитель «Аэрофлота» в Чехии Владимир Ивченко отметил, что победа обеспечена благодаря высокой квалификации пилотов компании, которые выдерживают схему захода на посадку, а также благодаря самому молодому парку ВС в Европе.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.