ЗОЛУШЕК НАХОДЯТ ПО ГЛАЗАМ
[b]С. Прокофьев. «Золушка». Постановка Вячеслава Гордеева. «Русский балет» [/b][i]Сергей Прокофьев написал свою «Золушку» специально для Улановой — Галина Сергеевна мечтала о «Снегурочке», но Прокофьев отказался (слишком хороша была «Снегурочка» Римского-Корсакова) и в качестве компенсации предложил «Золушку».[/i]Одна из них — особый спрос продюсеров именно на это название: «Золушек» сейчас в Европе раз-два, и обчелся. Это веская причина: «Русский балет» — активно гастролирующий театр, в Москве у него нет своей сцены, поэтому после двух премьерных показов на сцене Малого театра «Золушка» поедет на гастроли.Для премьерного блеска хореограф пригласил двух солистов Мариинки — Евгения Иванченко (Принц) и Майю Думченко (Фея), которые выделялись (особенно Иванченко) зрелой уверенностью мастеров на фоне «аборигенов». У последних юноши порой отличались субтильностью и ученической робостью, а синхронность исполнения вообще иногда казалась недоступной роскошью. Золушка отыскалась в самом «Русском балете» — в танце Анжелики Тагировой (на фото) сочетались умеренность, аккуратность и чистота движений со здоровым задором румяной пейзанки. На фоне Мачехи и сестер (Константин Аверин, Сергей Баталов, Антон Косинов высмеяли все, что бывает в женщинах стервозного и жеманного, как это умеют только мужчины) любая приличная балерина кажется символом женственности и возвышенности — что и требовалось.Новации гордеевской «Золушки» лежат в основном не в области хореографических изысков и отточенном мастерстве исполнителей, а в новых сюжетных поворотах либретто. Главный из них — партия Времени (Юрий Бурлака), сочиненная явно под впечатлением от демонического Злого Гения в исполнении Николая Цискаридзе в последней версии «Лебединого озера» Юрия Григоровича. У Времени есть двенадцать помощников-часов, таких же черных и демонических, — они буквально отрывают Золушку от Принца, забирая ее с собой, точно под арест. И веселый некогда Принц, который еще недавно хулиганил на балу с друзьями, клянчил подаяние в костюме нищего перед собственным парадным подъездом, теряет свою веселость. В незаметной замухрышке, роняющей хрустальные туфельки, Принц как истинный мужчина голубых кровей свою Золушку не узнает. Он пускается по свету в поисках Золушки, и география его поисков гораздо обширнее, чем в первоначальном либретто. Обширнее даже, чем заявлено у Гордеева. К Испании, Турции, Египту и России, обозначенным в либретто, добавились Япония, индейская Америка и еще что-то неопределенное. Путешествие это полно опасностей — Принц теряет друзей, точно д’Артаньян мушкетеров по дороге из Парижа в Лондон. Кого-то обольщают египтянки, кого-то ловят в сети турки.И только в России одинокого Принца жалеют и утешают (очень патриотичная трактовка).А Золушку Принц, разумеется, находит, но не по обуви, а по глазам. Когда обе туфельки попали в руки коварной Мачехи и волшебство оказалось бессильно перед ее железной хваткой, тогда-то Принц и разглядел Золушку в плачущей замарашке.