Саша Колчак, Фушка, Минечка и моя бабушка
[b]Цусима, или Цусимское сражение, состоялось 14 (27) мая 1905 года. Это последняя «военная страница» той давней и очень неудачной для России войны. Это оттуда, с небес Цусимы и Порт-Артура, как гамзатовские журавли, нас окликают павшие в давних сражениях российские моряки:[/b][i]Мы пред врагом не спустилиСлавный Андреевский флаг.Сами взорвали «Корейца»,Нами потоплен «Варяг»…[/i]Для меня эта песня имеет особый смысл, воплотившийся в одной семейной реликвии – японском черепаховом веере в узком деревянном ящичке. На его крышке четкая карандашная надпись по-английски: «Gunboat «Koreetz», Chemulpo» (канонерская лодка «Кореец», Чемульпо»). Этот веер подарил моей бабушке ее брат Андрей Миллер, служивший после окончания Военно-медицинской академии имени Витте флотским врачом на «Корейце». Но это не единственная ниточка, связывающая нашу семью с российским флотом.Как-то раз я перелистал страницы еще одной семейной реликвии – дневника моей бабушки по отцу, Натальи Яковлевны Симуковой (Миллер), многие эпизоды из которого я помню еще по ее рассказам времен моего детства. Но вот об этом событии я никогда от нее не слышал! Лето в Мартышкине (дачное местечко под Ораниенбаумом, где бабушкины родители снимали дачу). Однажды она вместе со своей подругой Кларой поехала кататься на лодке по Финскому заливу. Видят – стоит на якоре крейсер «Рюрик». «А давай к ним в гости! Там же знакомые офицеры – Фушка Матисен, Саша Колчак, Минечка Игнатьев...» Подружки усиленно гребут, приближаются к «Рюрику». Там – переполох. Докладывают командиру, получают разрешение и… девицы поднимаются на военный корабль! Бабушка полна ощущением своего шарма, обаяния молодости. Ей двадцать лет. Подруг окружают офицеры. Смех, шутки… Не слабо? Попробуйте представить себе такую идиллию на каком-нибудь нынешнем российском военном корабле! Этот эпизод меня, естественно, поразил. Стало понятно, почему я никогда не слышал об этой прогулке в детстве. В семье, в которой старший сын бабушки, мой дядя, Андрей Дмитриевич Симуков, известный исследователь Монголии, погиб в сталинских лагерях, даже само упоминание о мимолетном знакомстве с Александром Колчаком могло стать катастрофой для уцелевших членов семьи.Но меня заинтересовали имена и других офицеров, упоминавшихся в дневнике. Какие-то уменьшительно-ласкательные прозвища: Фушка, Минечка… Кто они? Какова их дальнейшая судьба? Кое-какая информация была в Интернете: в основном, об Александре Васильевиче Колчаке. Фамилия Матисен встречалась изредка, только в контексте колчаковских полярных экспедиций. О Минечке – нигде ни слова. Я терзался сомнениями: был ли «Фушка» тем самым Матисеном, спутником Колчака? А кто такой Минечка? И тут меня осенило позвонить моему давнишнему другу, художнику Павлу Липатову. Он с детства бредил всем, что относилось к военной тематике и военному костюму всех времен и народов. Сейчас, когда Павел работает художником-консультантом на «Мосфильме», он настолько «в теме», что я был почти уверен в успехе моего звонка. «Подожди секунду, сейчас я посмотрю в одной книжке, – говорит он мне. – Судя по всему, речь идет о мичмане Дмитрии Игнатьеве. Хотя здесь буквально два слова…» Так я узнал о выпущенной издательством «Вече» в серии «Досье без ретуши» книге Н. А. Черкашина «Адмирал Колчак.Диктатор поневоле». Все цитаты и ссылки в моем дальнейшем рассказе, касающиеся Колчака и Матисена, взяты из этой книги. А ряд фактов я почерпнул из очерка «Одиссея капитана Матисена» Татьяны Ковальской, опубликованного в газете «Восточно-Сибирская правда» 17 июля 1999 года.Вот что в конечном итоге у меня получилось. Эпизод из бабушкиного дневника относится, скорее всего, к лету 1895 года.Упомянутые офицеры, окончившие в 1894 году Морской корпус, проходили службу в звании мичманов на только что построенном крейсере «Рюрик».Саша Колчак… Александр Васильевич Колчак (1874–1920). Это сейчас о нем наконец заговорили во весь голос как о выдающемся морском офицере и ученом, исследователе Севера.А летом 1895 года он – молодой мичман, помощник вахтенного начальника на «Рюрике». Все еще впереди: он станет членом Географического общества, океанологом и гидрологом, участником полярных экспедиций, удостоится прозвища Колчак-Полярный. Звание адмирала ему будет присвоено в роковом 1917 году, а Верховным правителем России Колчак назовет себя в 1918-м, в разгар братоубийственной войны, развязанной большевиками. Потом он будет расстрелян теми же большевиками в 1920-м. А пока для бабушки он просто Саша.Еще один персонаж их дневника – Минечка, он же Дмитрий Игнатьев (?–1905), двоюродный брат графа А. А. Игнатьева, русского и советского военного деятеля, автора книги «50 лет в строю». В дальнейшем Минечка служил артиллерийским офицером на броненосце «Император Александр III» и погиб в Цусимском бою.«Фушка» – это Федор Андреевич Матисен (1872–1921) – морской офицер, участник Цусимского сражения. Вместе с А. В. Колчаком он участвовал в российских полярных экспедициях. О нем чуть подробнее.Так уж сложилось, что пути двух мичманов «Рюрика» – А. В. Колчака и Ф. А. Матисена – постоянно пересекались. Именно Матисен направил Колчаку в 1899 году телеграмму с предложением принять участие в Русской полярной экспедиции. А уже в 1900 году Колчак был прикомандирован к Императорской академии наук. В Петербурге он селится вместе с Матисеном и занимается в качестве ученого-гидрографа снаряжением своей части экспедиции барона Эдуарда Васильевича Толля, отправлявшейся на судне «Заря» на поиски Земли Санникова (впервые о ней сообщил купец Яков Санников в 1810 году; потом ее много лет искали да так и не нашли. Ее помнят многие по фантастической книге академика В. Обручева «Земля Санникова» и одноименному фильму).На судне метеоролог лейтенант Матисен исполнял обязанности старшего офицера, и фактически Колчак находился у своего товарища в подчинении, поскольку в Арктике был впервые, а ледовая обстановка была сложнейшей.Из дневника барона Толля:[i] «…забавляюсь горячими спорами между Матисеном и Колчаком; они неизменно придерживаются противоположных мнений, но благодаря добродушию Матисена остаются в дружбе, несмотря на частое раздражение гидрографа [Колчака]…»[/i]После гибели Толля, ушедшего с судна вместе с группой товарищей на поиски земли Санникова, Матисен и Колчак выполнили его последнюю волю: доставили в Петербург собранные материалы и начали готовить новую экспедицию. В декабре 1902 года Колчак сделал в Академии наук доклад о работе экспедиции. Все, кто позже осваивал Северный морской путь, прибегали так или иначе к ледовой лоции, составленной Колчаком.В русско-японскую войну судьба развела Матисена и Колчака: Колчак попал в Порт-Артур, а Матисен служил старшим штурманом на крейсере «Жемчуг», участвовал в Цусимском бою. Но в 1910 году их жизненные пути вновь пересекаются: Колчак и Матисен одновременно приняли командование и готовили к арктическим плаваниям строившиеся на Невском заводе ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач», а затем вместе повели их на Дальний Восток: Колчак – «Вайгач», а Матисен – «Таймыр». Именем Матисена назван пролив в местах, где он проводил свои исследования.А потом грянула Мировая война. Колчак закончил ее вице-адмиралом, командующим Черноморским флотом, а Матисен – капитаном 1-го ранга, командиром вспомогательного крейсера «Млада».В Гражданскую войну Матисен не последовал за Колчаком. Он уехал от кровавой смуты в устье реки Лена, где занимался гидрографическими изысканиями, результатом которых стал вывод Ф. Матисена: «Лучшей разгрузочной стоянкой для морских судов является бухта Тикси». Таким образом, эта экспедиция дала научные обоснования для строительства в дальнейшем, уже в советское время, морского порта и поселка Тикси. Умер Федор Андреевич в 1921 году от сыпного тифа в том самом Иркутске, где годом ранее был расстрелян большевиками А. В. Колчак. Вот такое пересечение судеб…