Об Антоне Палыче слегка подзабыли
[b]Повезло столичной публике, что лето в этом году выдалось не слишком жарким и даже больше похожим на осень. В жару впору расслабиться на пляже, а не напрягать мозги в зрительном зале. Но именно последним и приходилось заниматься два летних месяца. Ибо Чеховский фестиваль не оставлял выбора.[/b]Каким он был, шестой по счету смотр мировых театральных достижений? Разным. Во многом – спорным. Порой приходилось недоумевать, порой – радоваться, а порой и горестно вздыхать: и зачем это привезли? Однако по окончании сумасшедшего марафона – настрой позитивный. Ведь важное событие в столичном творческом процессе все же смогло состояться.На итоговом пресс-парти худрук Международной конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин отважно сказал, что программа фестиваля складывалась из вещей небезусловных. Но, право, были в ней такие редкости, которые мы действительно больше нигде и никогда не увидим. Не поедешь же, в самом деле, в недра Бразилии или на Тайвань, чтобы посмотреть, как у них там с театром. А теперь и свое представление есть, да и мнение.Действительно, в этот раз было два заметных уклона: в сторону Азии в противовес Европе и в сторону музыкально-танцевального театра. Для достоверного же отображения ситуации в психологическом театре есть обширная московская программа. Поскольку такой тип театра нигде, кроме как в России, не существует как основной.По-настоящему ярких впечатлений было немного. Но были. В первую очередь это английский блок. Симпатичная смесь цирка, пантомимы и кабаре в «Манекенах Тейлора» маленького театра «Гекко». Ироничная, стильная, решенная исключительно в пластике «Пьеса без слов» Мэтью Боурна (театр «Нью адвенчерз»). И, конечно, сумрачно-пронзительный, сокрушительный в своей исповедальности «Шум времени» Саймона МакБерни.Неоднозначным получился и спектакль «русского англичанина» Деклана Доннеллана «Три сестры», сделанный со столичными актерами специально к фестивалю. Кстати, это одна из очень немногих в этом году постановка автора, чье имя носит данный смотр. Удавшаяся или нет – другой вопрос. И об этом еще долго будут спорить.А были еще гипнотический, горячечный «Иванов» Тадаши Судзуки и любопытные показы традиционного японского театра Но. Были изящнейшие старинные национальные танцы из Тайваня. Трудно будет забыть безбашенный и безвкусный «Золотой оскал» из Бразилии, но бразильский же спектакль «Репетиция. Гамлет» привлек внимание и пониманием драматургии, и отличными актерами, и ненавязчивой, умной режиссурой.В кои-то веки столицу посетил легендарный театр «Комеди Франсэз», да еще со спектаклем русского режиссера – два года назад Петр Фоменко поставил там «Лес» Островского.Проскальзывали незаурядные истории в экспериментально-молодежной программе. И конечно, запомнилось странное, ни на что не похожее уличное открытие с чудесными французскими саксофонистами, порхающими между деревьями танцовщиками и ворохом перьев, летавших по центру города еще с неделю по окончании представлений. Одним словом, воспоминания останутся пестрыми, разноцветными и ни в коем случае не тоскливыми.А неугомонный Шадрин смело заявляет, что программа следующего Чеховского фестиваля, до которого еще два года, уже практически полностью укомплектована. И основной страной, представляющей свое искусство, станет Канада. О чьем театральном процессе мы точно не имеем ну никакого представления. Стало быть, нас снова удивят. Уже за это – спасибо.