Асфальт
[b]Мир вокруг нас, если присмотреться, не так уж скучен и сер. Даже такой банальный объект, как обычный асфальт, натуры художественные воспринимают не как унылую повседневность. Про асфальт слагаются стихи, на нем рисуют цветными мелками, его фотографируют… Фотографирует сочно, интересно, изобретательно, например, известный московский фотохудожник Александр БОМЗА, выставка которого в эти дни проходит в выставочном зале на 2-й Брестской улице, дом 6.[/b]Мы же поговорим о московских тротуарах совершенно с иной, приземленной, практической точки зрения. Сегодня уже не только центральные площади, но и аллеи, детские площадки, остановки общественного транспорта, территории частной застройки украшает и радует глаз брусчатка. Ее отличительная особенность – широкая цветовая гамма и разнообразие конфигураций. Она морозостойкая и служит долго. Но – пока дороговата, поэтому мы и видим почти повсеместно серый асфальт.На самой оживленной в любое время суток улице Новый Арбат я попыталась выяснить, как прохожие оценивают состояние асфальтового покрытия на тротуарах. Мнения разделились.– Бесспорно, за последнее время их состояние сильно изменилось в лучшую сторону. Правда, на каблуках трудно ходить – особенно там, где асфальт неровный, с ямками.– Замечательные тротуары на Новом Арбате. Удобно ли ходить по ним на каблуках? А я на них не хожу.– Я знаю, кто портит тротуары – роллеры! Конечно, вы посмотрите: на асфальте остаются следы! ([i]Флегматичный дяденька показывает следы непонятного происхождения[/i].) Вообще – плохие тротуары! Видите, вся плитка в выбоинах!– Тротуары хорошие. Плитка, конечно, смотрится лучше, но по качеству, я думаю, не слишком отличается от хорошо положенного асфальта. А вообще пешеходные дорожки, дворы в этом году активно ремонтируются. Вот, например, в Черемушках, где я живу…– В центре еще более или менее, а на окраинах… В Выхине, например. Дорожники, конечно, работают, но покрытие быстро приходит в негодность. Некачественно делают.Ох, уж эти нам Выхино, Солнцево, Бирюлево, Алтуфьево и другие окраинные районы! Кажется, нормальных пешеходных дорожек нет нигде. Самое интересное, что тротуары вроде действительно время от времени ремонтируют, но они тут же опять превращаются в стиральную доску. Могу проиллюстрировать это хотя бы на примере Маросейки, Покровки, улиц Шолохова, Скульптора Мухиной, Удальцова, Декабристов, да нашей же улицы 1905 года, наконец… Море примеров! Вроде бы придумали новшество – латать небольшие дыры так называемым холодным асфальтом.Прошел даже семинар работников дорожно-ремонтных служб, на котором обсуждалась в деталях технология его применения. Смесь планируют использовать при заделке окололюкового пространства на дорогах, укладывать даже в необработанные выбоины и трещины. Это намного экономичнее, чем традиционные методы ремонта. Так, если литой асфальт стоит примерно 600–650 рублей за квадратный метр, обычный – 400 рублей, то при использовании «холодного» затраты снижаются в 2–3 раза. К тому же он может быть цветным.Однако пока холодный асфальт – лишь эксперимент. И, похоже, не слишком удачный – в процессе работы выяснилось, что он слишком долго твердеет и при укладке боится воды. Результаты его применения я увидела все там же, на Новом Арбате, – ямки, волны…Еще одна огромная проблема тротуаров, особенно в старых переулочках Москвы, – их ширина. Конечно, с ней ничего не поделаешь, если с одной стороны – жилой дом, а с другой – и так неширокая проезжая часть. Но ведь на них умудряются еще ставить машины! И тогда совсем не пройти. На мой вопрос, почему они стоят на тротуаре, постовой сонно ответил:– Надо же им где-то стоять, а здесь столько офисов, куда деваться? На проезжей части парковка запрещена. Я за этим слежу. А тротуар – не моя территория.Кстати, и за парковкой на проезжей части милиция в действительности не следит, мы это видим на каждом шагу, но это тема отдельного разговора. Вернемся к нашим тротуарам.Беда повсеместная – по пешеходным дорожкам без зазрения совести вовсю колесят автомобили, и водители еще наорут на тебя, если ты не уступаешь дорогу. Конечно, колесами асфальт разбивается вдрызг.Так что разговор перестает быть томным, и одной Объединенной административно-технической инспекции для того, чтобы пешеходные дорожки были ухоженными, мало – давно пора втянуть в эту ситуацию и неповоротливую ГИБДД, просто обязанную следить за тем, чтобы по тротуарам не гоняли машины.[b]Комментарий пресс-секретаря Объединенной административно-технической инспекции города Евгения ЖБАНОВА[/b]:[i]– На самом деле ситуация с тротуарами в Москве за последние годы значительно улучшилась.Тех, где покрытие не соответствует техническим стандартам, осталось немного, и их число постоянно сокращается. Наши специалисты регулярно проводят выборочные проверки с целью выявления проблемных участков. Есть «горячая линия» (тел. 912-50-41), куда вы можете позвонить и сообщить, где именно плохой тротуар. По звонку выедут ремонтники и в течение одного-двух дней все исправят. Но выше головы мы прыгнуть не можем. Можно заделать выбоины, воронки, а вот расширить пешеходные дорожки, особенно в старом городе, – увы. Хотя это, пожалуй, одна из основных проблем.И люди, несмотря на улучшение ситуации в целом, стали жаловаться больше. Но это нас не огорчает – к хорошему быстро привыкают. Если раньше вообще не знали, что такое асфальт, сейчас звонят из-за любой мелочи, и мы стараемся помочь.[/i]