ЛЕНИН. ПРИБЛИЖЕНИЕ К РАЮ
[i]Этим фильмом Сокуров фактически поставил точку на Лениниане в кино. Он свел с пьедестала своего героя, оставив на нем терновый венец. «Телец» — второй фильм из тетралогии о людях Власти ХХ века. В первой картине — «Молох» — был показан один день из жизни Гитлера, во втором — день из жизни вождя мирового пролетариата Ленина, третий, вероятнее всего, будет посвящен фигуре последнего японского императора.[/i]После окончания работы над «Молохом» Александр Сокуров начал работать над новым проектом под рабочим названием «Приближение к раю». Работа велась под покровом тайны.Скупая информация гласила о том, что в последнем сокуровском проекте будет отражен последний год жизни вождя мирового пролетариата УльяноваЛенина. Вождь доживает свой жизненный срок, он практически парализован. Он остается наедине с собой, глобальные события уже развиваются без его участия. На последнем этапе картина получила название «Телец».Слово [b]Александру СОКУРОВУ: [/b]— Самые страшные явления истории ХХ века, такие, как нацизм, фашизм или большевизм, были порождением амбициозных намерений своих создателей, радеющих о благе страны или мира каждый в меру своего понимания. Нигде, как в России, власть не бывает столь устойчиво жестокосердной по отношению к соотечественникам, потому что иной опыт ей просто неведом. И нигде, как в России, жизнь каждого человека во всех своих проявлениях столь не зависит от власти.[b]— Ленин медленно умирает в чужом доме на руках жены и сестры, вокруг него непонятные люди, которые следят за каждым его шагом. Это ли не расплата за непомерную власть? [/b]— Все другие — шофер, горничная, кухарка, санитары — безусловно, думают, что когда-нибудь будут рассказывать своим внукам о днях, проведенных с этим человеком, как о чем-то необыкновенном. По сути они соучастники, соглядатаи, свидетели финала первого акта русской революции. Они привыкли к своему положению особой приближенности к выдающемуся человеку. Эта привычка приводит к некой фамильярности или даже грубости, которую они себе позволяют по отношению к нему. Соблюдаются какие-то ритуалы, а истинного почтения и уважения, деликатности нет. Они становятся частью того ада, которым в последние годы стала для него жизнь.* * * Роль Ленина в картине исполнил [b]Леонид Мозговой[/b], который сыграл в предыдущем фильме Гитлера. Поначалу сам актер не подтверждал своего участия в этом фильме: «Пока идут актерские пробы. Новый проект является засекреченным материалом. Работа над ним — дело будущего». Однако, судя по метаморфозам, постигшим героя Мозгового в картинах Сокурова, превращение Гитлера в Ленина было вполне возможно. После питерской премьеры фильма Леонид Мозговой снял с себя обет неразглашения тайны.[b]— В картине не называется ни одного имени: ни Ленина, ни Сталина… Кто ваш герой: больной в маразме или действительно вождь мировой революции? [/b]— Я играл Ленина. Во многом интуитивно улавливал и нащупывал, что хочет режиссер. Пытался понять его видение героев. На репетициях Александр Николаевич говорил очень много и хорошо, и я записывал его мысли — получился большой том.[b]— В картине показано постепенное угасание личности… [/b]— В сценарии это был всего лишь день из жизни Ленина. Но в результате его последние полтора года вместились в одни сутки. В этом, я думаю, и есть смысл и мастерство художественного обобщения. Я играл несчастного больного человека, пытался понять его психологию, его суть. Он сдвинул такую махину, создал свой собственный мир — и остался один, от него все отвернулись. Документально известно, что, кроме Сталина и любимого ученика Бухарина, его никто не посещал… [b]— Единственно близкие люди Ленина — жена Надежда Крупская и сестра Мария. Их-то он и тиранит, как всякий больной человек, который страдает от осознания своей беспомощности.[/b]— Да. Рядом с ним жена. Что ж, жена, как жена. Почти по Чехову. Бежать некуда и невозможно, не вырваться… Тело немощно, и выхода нет. Он говорит о смерти, он говорит о яде, а она — о пустяках. Не потому, что не понимает, а потому, что понимает очень хорошо.[b]— Встречались ли вы с людьми, которые видели Ленина в Горках? [/b]— Мы были всего лишь месяц в Горках. Там сейчас бывает очень мало народу — в основном китайские делегации. В любом случае Александр Николаевич был против того, чтоб мы где-то на людях появлялись в гриме — что в Германии, что в Горках. Помню, я случайно вышел в гриме на аллею, не зная, что там идет английская делегация. Для них это был шок – «живой» Ленин! [b]— Пережитков «совка» в головах наших сограждан много. Были ли опасения, что фильм, развевающий миф о всесильности вождя и представляющий его больным человеком, вызовет негативную реакцию? [/b]— Зная Александра Николаевича, могу сказать, что он никогда не будет делать ничего безнравственного. У него родилась идея, которая была пересказана сценаристу Юрию Арабову, потом сценарий опять очень сильно перелопачивался Александром Николаевичем.[b]— Ленинский прищур — это задача гримеров, с которой они справились великолепно. А ленинский голос? [/b]— Я же не виноват, что у него тенор, а у меня баритон. Я прослушал очень много кассет с его речами, вырабатывая его гортанность. Потом надо делать ссылку на то, что это больной человек, и он не говорит с домашними так же, как с трибуны перед публикой.[b]— Впечатляет финал фильма: одинокому голосу человека внемлют лишь коровы, солнце медленно заходит за тучи. Ленин улыбается.[/b]— Я не знал, каким будет финал. В последний съемочный день, когда натура уходила, Сокуров сказал: представьте, внутри вас должна быть некая огромная фраза; он попросил улыбнуться, подумать о чем-то другом, своем, близком… * * * Роль «соратника» и жены Ленина, Надежды Крупской исполнила актриса Александринского театра [b]Мария Кузнецова[/b]. Это ее дебют в кино.[b]— Как вы стали Надеждой Константиновной? [/b]— На пробах меня сразу же загримировали. Вошел Александр Николаевич и… увидел во мне Крупскую. А потом началась огромная работа. Четыре месяца мы искали грим, перепробовали все, что возможно.[b]— Насколько, по вашему мнению, соблюдена историческая правда в отношениях ваших персонажей? [/b]— Александр Николаевич очень трепетно и тщательно отбирал все факты, характеризующие наших героев. Например, финал фильма родился не на пустом месте — есть записи свидетелей в Горках, что Владимир Ильич так мучался своим бессилием, немощью, что прятался от всех и выл. Это исторический факт. Что касается наших взаимоотношений, как объяснял Сокуров, Крупская привязана и любит Владимира Ильича, а тот испытывает к ней только чувство долга. Человек, с которым она прожила всю жизнь, — болен. Для него, лишенного власти, отлученного от партийных соратников и политических противников, все потеряно. Но для нее — нет. Ведь он еще жив — пререкается с доктором, поручает делать выписки, собирается обедать… Мелет чушь, говорит колкости. Тиранит. Нуждается в ней. Понимает ли она, что обречена вместе с ним? Даже если так, что такое отдельная от него жизнь, она представить еще не может. Этот опыт ей еще предстоит.[b]— Они общаются друг с другом на «вы» и по имени-отчеству… [/b]— Когда мы читаем историческую литературу, какие-то мемуары, то замечаем, что муж и жена, особенно в прошлом веке, обращаются друг к другу исключительно на «вы». А Александр Николаевич все время подчеркивал, что наши герои — люди XIX века.[b]— Что было для вас самым важным в судьбе вашей героини? [/b]— Что я знала о Крупской раньше? Она запретила елки, как вредное наследие старого режима, была против того, чтобы детям читали сказки, и т.д.Положительных эмоций она у меня не вызывала. Но когда пришлось работать над ролью, мною было прочитано большое количество материала. Мне ее, как женщину, стало очень жалко. Когда они познакомились с Владимиром Ильичем и собрались пожениться, семья Ленина была против. Сестры давали ей различные прозвища — Минога, Селедка, Рыба. Ее не любили. Я смотрела ее молодые фотографии — симпатичная женщина, если бы она следила за собой, то вообще было бы все в порядке. Но, видимо, подобное отношение выработало в ней абсолютную «неженственность». Она была очень неопрятна, по воспоминаниям современников, все время не причесана, носила сальные платья.Ни для кого уже не секрет, что Владимир Ильич увлекался женщинами — в отличие от верной Надежды Константиновны, и как всегда она узнавала обо всем последней. Она никогда не была счастлива. Брак был безбытным, бездомным, бездетным, полным лишений. Чувства в расчет не шли. Богом и царем были долг и партийная дисциплина. Страдала ли она, желала ли иного? Трудно понять, какая она была на самом деле.Наверное, она стала той женой, которая ему была нужна, — экономка, секретарь. Человек без свойств, не нужных ему, без желаний, отдельных от него и его высоких целей. Обыкновенная женщина, целиком разделившая образ жизни и образ мысли одержимого человека.[b]— То есть вы узнали «другую» Крупскую? [/b]— Да. В этом фильме мы видим людей на закате своей жизни. Кстати, в фильме Крупской не так много лет. В нашем понимании это женщина среднего возраста — ей 53 года, но на всех фотографиях это старуха. Оплывшая, неопрятная женщина.Какие-то стереотипы в понимании ее образа, естественно, рушились, но мне кажется, для этого искусство и существует, чтобы попытаться проникнуть в психологию героев, которых мы играем.[b]САНКТ-ПЕТЕРБУРГ [/b][b]Досье «ВМ» [/b][i]Сокуров Александр Николаевич, режиссер. Родился в 1951 году в Иркутской области. Окончил исторический факультет Государственного университета в Горьком, потом — режиссерский факультет ВГИКа. С 1982 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Автор 12 игровых и 25 документальных лент, многие из которых удостоены престижных наград на разных международных фестивалях. Среди его картин «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Молох». Фильм «Телец» приглашен в этом году в конкурсную программу Каннского кинофестиваля.[/i][b]ТЕЛЕЦ – молодой бык, теленок, от древнерусского «тельць». В традиции иудаизма и христианства ТЕЛЕЦ также жертвенное животное, но в отличие от агнца жертвоприношение ТЕЛЬЦА не несет в себе светлого искупительного начала. В искусстве Нового времени ТЕЛЕЦ сливается с образом Минотавра – злодея и жертвы в одном лице.[/b]