Дом нашего детства
[b]Свой солидный юбилей Центральная студия детских и юношеских фильмов им. Горького отметила в пятницу. В палисаднике-подкове у стен студии собралась большая толпа. Звучал духовой оркестр. В трех раскинувшихся на воздухе шатрах хозяев и гостей праздника ожидали блюда с яствами, на мангалах жарились шашлыки. Коньяки «от Шустова» и разные водки скромно прятались на столах между колоннами эпохального здания студии. Висел огромный транспарант, где почему-то только на английском языке было написано – «Студии Горького – 90».[/b]Съезжались гости. Были здесь и скромно одетые старейшие работники, были и молодые – в модных прикидах. Перед шатром прохаживалась со спутником элегантная Ольга Кабо, снимавшаяся на студии с отроческого возраста.В ожидании речей обменивались шутками режиссер Исаак Магитон, принимавший участие в создании десятков выпусков «Ералаша», и художественный руководитель нынешнего «Ералаша» Борис Грачевский.С «цветами от Олега Павловича Табакова для родной и любимой студии» подъехал актер «Табакерки» Александр Мохов («Две судьбы»). Прогуливались директор музея студии, киновед Марк Волоцкий (автор сценария первого фильма об истории Студии Горького) и известный всей детворе по роли «ложного Ивана-царевича» (фильм «Варвара краса – длинная коса») актер Сергей Николаев.Торжественные речи оказались на редкость краткими, но емкими. От Мосгордумы выступил режиссер и актер Евгений Герасимов, который когда-то именно здесь начинал свою режиссерскую деятельность. Он предложил крикнуть троекратное «ура» родной киностудии и завершил свою краткую речь словами «Студия была, есть и будет!» Статуэтку св. Георгия Победоносца подарили от Думы.ВГИКовцы подчеркнули творческий вклад в воспитание молодежи. Была зачитана поздравительная телеграмма от президента.А далее началась неофициальная часть праздника. Кто-то принялся танцевать, но основная часть направилась к столам. В самый разгар торжества появился Михаил Швыдкой, с которым приехало телевидение. Веселье продолжалось. Ровно в 8 вечера с крыши по всем колоннам здания студии стал падать вниз огненный водопад–фейерверк. Банкет под великолепный джаз в шатрах продолжался до темноты.Праздник не закончен. В течение всей недели в кинотеатре «Художественный» продолжится ретроспектива фильмов Студии им. Горького. А на телеканале «Культура» будет показан документальный фильм режиссера Андрея Эшпая «Дом, в котором мы живем», посвященный истории старейшей киностудии страны.[b]В 1915 году в России произошла сенсация. Костромской купец Михаил Трофимов открыл кинофирму «Художественный коллектив «Русь» с программой экранизации русской классики и создания фильмов религиозной тематики. «Русь» стала выпускать картину за картиной. Десятки кинофирм разорялись, а «Русь», избрав путь сближения с Московским Художественным театром, шла от победы к победе. С 1923 года студия «Русь» становится кинематографическим органом организации «Международная рабочая помощь», возникшей в Берлине в 1921 году с целью оказания помощи районам Поволжья, охваченным голодом, и стала называться «Межрабпомфильм». Эмблема студии – мускулистый рабочий, вращающий колесо истории, – замелькала в фильмах, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой кинематографии. («Аэлита», «Мать», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена», «Белый орел» с корифеями советского театра Всеволодом Мейерхольдом и Василием Качаловым). На студии работал великий документалист Дзига Вертов. Лиля Брик привлекала к подготовительной работе над своим экспериментальным фильмом «Стеклянный глаз» Владимира Маяковского.В 1930 году на «Межрабпомфильме» вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь».И уже в первые годы своей деятельности студия выпускает ряд фильмов, обращенных именно к детской аудитории, – «Морозко», «Джульбарс», «Белеет парус одинокий», «Тимур и его команда». В 1936 году студия была переименована в «Союздетфильм». Именно на этой студии начинает работать великий киносказочник Александр Роу. Он выпускает сказки «По щучьему веленью», «Василиса Прекрасная».После войны студию переименовали в Московскую киностудию им. Максима Горького. Здесь поставили свои лучшие фильмы Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий.Лев Кулиджанов и Яков Сегель снимают «Дом, в котором я живу», Марлен Хуциев создает культовую картину 60-х годов – «Застава Ильича» («Мне 20 лет»)… Режиссер Татьяна Лиознова создает на студии «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал».Василий Шукшин – «Живет такой парень», «Печки-лавочки». Плодотворно продолжают работать сказочники.А энтузиаст кинофантастики Ричард Викторов снимает фантастику для детей – «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной».Именно на студии Горького режиссер Василий Пичул создает «Маленькую Веру», открывшую эпоху перестройки в отечественном кино.5 лет назад началась реорганизация студии. За последний год на студии вышли «Греческие каникулы» (реж. Вера Сторожева), «Удаленный доступ» (реж. С. Проскурина), получившие призы на различных кинофестивалях. В производстве несколько проектов, в том числе и художественный фильм Марлена Хуциева «Невечерняя» о Л. Толстом и А. Чехове.[/b]