Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

«Чапаев»: Вестерн по-голливудски

Развлечения

В американском английском языке есть идиома, близкая к нашей «рояль в кустах», – «конница из-за холма». Очень популярный кинематографический гэг: индейцы наседают, у героя кончились патроны, и тут на холм вылетает горнист в желтом галстучке и сигналит атаку. А теперь вспомним: Анка перебирает пулеметные ленты: пусто… пусто… И тут на холм… Ну да, только без галстучка… А за ним в развевающейся бурке – ЧАПАЕВ!

Случайным совпадением это не назовешь. Ведь Сергей и Георгий Васильевы начинали режиссерами-монтажерами, вклеивая русские титры в западные ленты, и были прекрасно знакомы с продукцией Голливуда. В 1929-м однофамильцы встретились на «Ленфильме» и взяли псевдоним «братья Васильевы». Два их совместных фильма оказались настолько слабыми, что «братьев» разлучили и заставили прославляться по отдельности. Сергей снял «Второй большевистский сев», а Георгию досталась эпохалка «Мясо, мех, пух» о разведении кроликов. Эта предыстория разбивает известный апокриф о том, что-де фильм «Чапаев» заказал Васильевым сам Сталин, дав подробные указания.

Иосиф Виссарионович, конечно, был лучшим другом режиссеров. Но все-таки не каждого же. Сценарий «Чапаева» предложили Васильевым на «Ленфильме». Отвергнутый их маститыми коллегами, он обладал важнейшим для неудачников достоинством: автором была Анна Фурманова, вдова чапаевского комиссара. Под геройскую фамилию «братья» заключили договор на малобюджетный немой фильм, а потом добились и денег на звук. Рисковали отчаянно: их обвиняли в делячестве и могли окончательно сослать на «пух и мясо». Сценарий они переписали еще на «немой» стадии. Дело тут не в дилетантизме вдовы (ее задобрили, взяв консультантом). «Братьев» не устроила бы работа ни одного советского сценариста. Потому что они снимали голливудский вестерн. Так и появилась «конница из-за холма».

Кто сейчас знает, что 25-я чапаевская дивизия была стрелковой? Что в бурку и папаху героя «одел» художник фильма Исаак Махлис? Что реальный Чапаев предпочитал ездить на «форде», а с конем обращался совсем не по-кавалерийски и однажды получил от отца вожжами за сбитую под седлом шкуру?

Вестерна не бывает без лирической линии – и «братья» ввели в сценарий Анку. Девушка оказалась вполне сказочной – по воинской специальности: ведь русский «Максим» 1910 года (облегченный!) весил с 4 литрами воды 66 кг, что исключало всякий феминизм в пулеметном деле. Нарекли Анку именем все той же комиссарской вдовы (в дивизии она заведовала самодеятельным театром). К слову, когда фильм вышел на экраны, образ присвоила санитарка Маруся Попова. «Анкой-пулеметчицей» она окончила юрфак и сделала дипломатическую карьеру.

И, наконец, знаменитый финал картины. В 1926 году «Правда» опубликовала заметку: «Пенза, 5 февраля. Местным ГПУ арестован колчаковский офицер Трофимов-Мирский, убивший в 1919 г. попавшего в плен пользовавшегося легендарной славой начальника дивизии тов. Чапаева. Мирский служил счетоводом в артели инвалидов в Пензе». Несомненно, Васильевы знали, что Чапаев погиб в плену. Однако герой вестерна не имеет права на такую смерть. А «братья» поднялись выше – от вестерна к эпосу, укрыв кончину Чапаева речной водой. Зрители получили надежду, что Чапай выплывет, и герой стал бессмертным.

4 ноября 1934 года в 23.43 титры «Чапаева» увидели Сталин, Ворошилов, Молотов и Енукидзе. Представлял фильм Борис Шумяцкий, старый подпольщик, а после революции – внешторговец и разведчик, брошенный номенклатурным жребием «на кино». Обладая коммерческой жилкой, он развивал кинопрокат и вел тихую игру против Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко, которые на правах гениев потребляли немерено денег и срывали производственные сроки. Неизбалованные «братья» оказались джокером в его интриганской колоде.

Поначалу высокие зрители были настороженны, но к сцене с картошкой растаяли. Тут Шумяцкий попросил у Сталина разрешения вызвать авторов, «чтобы поднять их удельный вес». Ожидавшие в гостинице «Москва» Васильевы примчались еще до конца сеанса. В следующем году они получили ордена Ленина. А Сталин «подсел» на «Чапаева». Смотрел ночами, по два-три раза в месяц. Отвечавший за кремлевские просмотры Шумяцкий как обычно записывал все замечания вождя и заодно вел счет. На счете 38 Сталин Шумяцкого «зачистил». Смотрел вождь «Чапаева» и потом, но считать стало некому.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.