Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Театр имени Варпаховского: 10 лет без права передышки

Развлечения
Театр имени Варпаховского: 10 лет без права передышки

Десять лет назад двое сумасшедших... Это для начала шутка, возможно, не слишком удачная, тем не менее в каждой шутке...Конечно, надо быть если не сумасшедшими, то – фанатами, жизни себе не представляющими без сцены, чтобы «одиноко, без всякой подмоги чужой...» взяться за создание русского театра далеко от России. Таковых нашлись два человека: Григорий Зискин, режиссер, один из «Щукиных детей», и ученик выдающегося режиссера, педагога и театрального деятеля Леонида Викторовича Варпаховского. Об Учителе – отдельный большой разговор, а вот второго создателя Театра имени Варпаховского зовут Анна Леонидовна Варпаховская. Да-да, она родная дочь Варпаховского, тоже выпускница Щукинского училища, но уже актерского отделения, заслуженная артистка России, много лет проработавшая в Московском драматическом театре имени Станиславского, снявшаяся в двух десятках кинофильмов, острая, характерная актриса. Родилась Анна на Колыме, где ее отец провел долгие 18 лет. Там, в Магадане, и познакомился Леонид Викторович со своей будущей женой, оперной певицей Идой Самуиловной Зискиной, cтавшей матерью Анны.Из Магадана перенесемся в Монреаль. В разное время судьба забросила обоих героев моего рассказа в Канаду, здесь-то и решили они создать русский театр и назвали его именем Варпаховского. Прошло десять лет, поcтавлено 10 спектаклей. Много это или мало? Это – говорю без всякого преувеличения – подвиг. Потому что все в этом театре – от выбора репертуара до организации гастролей – делается Григорием Зискиным и Анной Варпаховской. В числе поставленных театром пьес русская классика: «Медведь» и «Предложение» А. Чехова, «Волки и овцы» А. Островского, пьесы французских, американских и российских драматургов. Театр создает собственную сценическую версию каждой из выбранных для постановки пьес, а пьеса «Дядюшкин сон» написана Григорием Зискиным по одноименной повести Ф. М. Достоевского.Весной нынешнего года я впервые попал на спектакль театра, который назывался «Антипьеса для антипублики». С первых минут театрального действа стало ясно, что и режиссер, и занятые в спектакле актеры – профессионалы высочайшего класса. Как только смолкли аплодисменты и крики «браво», я отправился за кулисы, познакомился с актерами и режиссером и – о чудо! – был приглашен в Монреаль.Дом Анны Варпаховской – большой, красивый, удобный – служит и репетиционной базой (есть небольшой зал со сценой), и костюмерной, и гостиницей для приглашаемых, как правило, из Москвы актеров. Приглашенных из «дальнего зарубежья» – 2–3 человека, плюс Анна Варпаховская, плюс приезжающая на репетиции из соседней Америки знаменитая Елена Соловей. Вот и отправная точка поиска Григорием Зискиным репертуара: в пьесе должно быть не больше 5–6 (иногда до 10) действующих лиц. Представляю себе радость режиссера, набредшего на пьесу Александра Гельмана «Скамейка», в которой заняты... два актера. Количество актеров – это, говоря языком математики, условие необходимое, но недостаточное. Зискин любит пьесы с ярко выраженной, острой драматургией, неожиданными поворотами и почти детективной развязкой.Итак, пьеса найдена, подбираются актеры, продумываются и заказываются костюмы, декорации. Костюмы шьют в специальной мастерской в Монреале, декорации (по чертежам и макетам, присылаемым из Москвы) тоже изготавливаются в Канаде. Несколько спектаклей театра оформил выдающийся театральный художник, долгое время работавший с Юрием Любимовым на Таганке, народный художник России Давид Боровский. За Анной Варпаховской – музыкальное оформление спектаклей.С выучиванием текста, обсуждением оформления, подбором музыки работа над спектаклем занимает четыре–шесть месяцев. И месяц – на репетиции. Когда актеры съезжаются в дом Варпаховской, режим работы такой: три-четыре часа репетиции утром, три-четыре часа – вечером.Получается, что каждый спектакль готовится за 50–55 репетиций. Ну а потом – месячные гастроли по Канаде и Америке, недавно театр побывал и в Германии, в планах главного режиссера – поездка театра в Москву.У него уже есть своя публика. В тех городах, где театр уже бывал на гастролях, театралы терпеливо ждут его следующего приезда.В октябре-ноябре варпаховцы впервые побывали на Западном побережье Соединенных Штатов с искрометной пьесой французского драматурга Марка Камолетти «Любовь по-французски, или Семейный ужин». Эти гастроли были приурочены к десятилетнему юбилею театра. В Сиэттле, Портленде, Сан-Диего, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и других городах театр принимали, по свидетельству Григория Зискина, очень тепло, просили приезжать еще.Завершились юбилейные гастроли Театра имени Варпаховского «Любовью по-французски» в полуторатысячном зале театра «Миллениум» на Брайтоне, на котором посчастливилось присутствовать и автору этих строк.Вместе со всеми зрителями я стоя аплодировал Елене Соловей и Александру Дику, Михаилу Янушкевичу и Анне Варпаховской, Сергею Приселкову и Светлане Черновой. И главному режиссеру театра Григорию Зискину, достойно представляющему российский театр далеко за пределами России.[b]Нью-Йорк–МонреальНа илл.: [i]Анна Варпаховская, дочь выдающегося режиссера и педагога.[/b][/i]

Подкасты