Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Еда вприглядку

Развлечения

[i]Телевизионная кухня ежедневно готовит блюда, которые должны усладить самый изощренный вкус потенциального телезрителя, читай — потребителя рекламы. Одно из наиболее интересных блюд в этом меню — шоу, посвященные собственно еде и кулинарии.Идея стимулировать интересы аудитории, используя зрительский желудок, стара, как рецепт майонеза.Еще во времена святой инквизиции на площадях во время публичных казней раздавали еду. Впрочем, что здесь первично, а что вторично, еще можно поспорить. Одно ясно: хлеб и зрелища — вещи, не отделимые друг от друга. Но вот идея сделать зрелище из «хлеба» — изобретение сравнительно новое даже для западного телевидения, где пик популярности кулинарных шоу пришелся на 80-е годы.[/i][b]Рецепт влюбленных в кулинаров [/b]Если придерживаться того мнения, что развитие нашей масскультуры отстает от Запада в среднем лет на 20, то у нас еще все впереди. Самое главное, что кулинарные шоу на нашем ТВ уже есть. Причем развиваются они в полном соответствии с историческими аналогами.Вначале появляется программа, основным содержанием которой является демонстрация приготовления различных блюд. Целевая аудитория этих программ — домохозяйки, для которых такая программа — способ убить время и заодно (в случае благополучного исхода дела) порадовать пришедшего с работы мужа какой-нибудь маракуйей под морковно-молочным соусом. Когда программа набирает аудиторию, попутно начинается реклама продуктов, сопутствующих товаров или заведений, где можно откушать то или иное блюдо, приготовленное руками шеф-повара.Со временем программа может настолько раскрутить собственный брэнд (торговая марка, которая становится настолько престижной, что впредь будет дароваться иным товарам, а их производители будут рады), что телешоу станет лишь рекламно-информационной составляющей производства каких-нибудь равиолей или бульонных кубиков.То есть, например, если из программы «Смак» выбросить Андрея Макаревича, то получится вполне состоявшееся food show в традиционном понимании этого слова. Здесь вам и популярное изложение интересных рецептов, и экшн в кухонных интерьерах, и фирменная торговая марка «Смак», которая украшает целую линию замороженных продуктов, полуфабрикатов и напитков.Национальный колорит придает именно участие популярного музыканта. В Штатах, во Франции или в Канаде кулинарные шоу ведут настоящие повара из реальных ресторанов, крайний случай — когда передник надевает какой-нибудь тележурналист средней руки. Но надо сказать, что западное общество никогда всерьез не воспринимало идею, что кухарка может и должна управлять государством. У нас же под знаком кухарки прошла целая историческая эпоха. А потому даже на роль телевизионных кухарок постоянно метят люди с амбициями.Помнится, даже в «Герое дня без галстука» одно время активно развивалась кулинарная тема. То Сосковец учил зрителей плов готовить, то какой-нибудь очередной премьер рассказывал о своих кулинарных пристрастиях и угощал Ирину Зайцеву фирменным семейным блюдом.Короче говоря, в наших кулинарных шоу, помимо основного блюда, должен быть десерт в виде популярной персоны. Вспомним, как тихо и благополучно прикрылась телевизионная забегаловка внутри программы «Город женщин» (ТВЦ). Вроде все было, как у людей: кухня в ключе последних дизайнерских тенденций и черный атлет, готовивший перед камерой традиционные африканские разносолы из отечественных продуктов... Ан нет — недосол. В эту бы кухню — Кобзона или самого Юрия Михайловича, и был бы рейтинг.[b]Большая жратва. И не очень [/b]Кстати, о рейтингах... В нашем случае о них можно говорить только с улыбкой.В стране, где субботний телевечер проходит под знаком Сергея Доренко, а воскресное утро знаменуется либо программой об армии (ОРТ, РТР), либо повторением субботнего детектива (НТВ), серьезно воспринимать кулинарные программы могут только иностранные туристы и представители интеллектуальных меньшинств.В Соединенных Штатах, где население все-таки больше озабочено проблемой ожирения и булемии, нежели дрязгами в конгрессе и поднятием престижа воинской службы, отношение к еде другое. Американцы либо едят и страдают, либо не едят вовсе (Старый Свет полнится магазинами, торгующими пророщенным овсом) и все равно страдают — так ли иначе в США существует болезненная зависимость от еды.И как результат — кулинарные шоу там производят все ведущие телекомпании, включая CNN, причем шоу, как и выпуски новостей, выходят утром, днем и вечером, иногда на нескольких языках. О том, что тамошняя телеиндустрия стремится охватить все разнообразие кулинарных традиций мира, и говорить не приходится. Скажем, в уикенд жители Нью-Йорка при желании могут начать свой день с приготовления рыбы по рецепту эвенков вместе с ведущими популярной программы «Доброе утро, Америка!». По самым скромным подсчетам, для американской телеаудитории производится порядка 130 программ, основным содержанием которых являются приготовление еды, кулинарные традиции, новые кулинарные рецепты.В случае с нашим ТВ результаты подсчетов будут скромными действительно. Уже упомянутый «Смак», «Вкусные истории» (обе — на ОРТ), «Пальчики оближешь» (ТВ-6), кулинарный блок в программе «Из жизни женщины» (ТНТ) и кулинарно-просветительская рубрика внутри информационно-развлекательного канала «Дата» (ТВЦ). Вот такие пироги.[b]Медиакороли и капуста [/b]Таким образом, ОРТ передовик в освоении «вкусного жанра» на нашем ТВ — две кулинарные программы на одном канале. Такая плотность может объясняться не только изысканиями в области форм и жанров, но и пристрастиями руководства канала — генеральный продюсер ОРТ Константин Эрнст является также совладельцем ресторанов «Пушкин» и «Шинок», да и вообще, видимо, толк в еде знает.Из кулинарного «списка» отечественного ТВ вообще трудно что-то выделить по причине малочисленности программ. Получается, что каждая программа — первая в своей номинации.«Смак» — самая стильная, «Пальчики оближешь» — самая народная. На ТВЦ в информационно-развлекательном канале «Дата» есть рубрика, посвященная тому, как правильно и красиво есть и пить. Если определять номинацию, в которой первой и единственной является эта мини-программа, то ее можно назвать самой удобоваримой. Без эстетских рассуждений и умопомрачительной кулинарной терминологии на канале «Дата» рассказывают и показывают, как правильно заваривать кофе или чай, что лучше пить, а что не пить после обеда. Но создатели этой программы хорошо усвоили главное правило русского кулинарного шоу и норовят в каждую программу пригласить кого-нибудь поименитее, даже своего телевизионного конкурента Макаревича.Оригинальностью способна удивить разве что программа «Вкусные истории» — та самая, где фрукты-овощи, перекидываясь шутками и напевая жизнеутверждающие песенки, сами топают в кастрюльки и казанки, валяются в муке, сахаре и сами же подают себя на стол. Программа не имеет аналогов в мире и является по-настоящему оригинальным продуктом. Анимировать продукты придумали на студии «Пилот», где в свое время родились легендарные Братья Пилоты, они же Колобки. В итоге каждая программа представляет собой самостоятельный анимационный фильм, который при этом ни на йоту не отходит от требований жанра кулинарного шоу. И самая главная особенность «Вкусных историй» — полное отсутствие живого ведущего, который восклицаниями типа «Ой, какая прелесть!» и «Ммм, даже не знаю, как передать словами этот волшебный вкус!» способен отбить аппетит у любого чревоугодника.Хотя нужно сказать, что и «Вкусные истории» — не вполне кулинарное шоу в том смысле, в каком его воспринимают в других странах. Там food show — утилитарная программа, которая является своеобразным учебником или, если хотите, кулинарной книгой в эфире.Наш зритель нипочем готовить у экрана телевизора не станет, наши кулинарные шоу — для того, чтобы смотреть. Наш зритель смотрит и прикидывает: реально, что ли, Макаревич капусту так мелко порубал или в студии профессиональный повар сбоку стоит? [b]Есть по-русски [/b]И уж ни одному создателю отечественной кулинарной программы не придет в голову вставлять в эфир ремарки о том, сколько калорий содержит то или иное блюдо. Все равно, посмотрев такое шоу, наш зритель пойдет на кухню уплетать картошку с котлетами.Работникам же общепита (тем, конечно, кто является продолжателем славных кулинарных традиций советской эпохи) смотреть «Смак» и «Вкусные истории» вообще не рекомендуется из соображений гуманности. Нельзя человеку, который тридцать лет проработал в ресторане «Звездочка», говорить, что куриный бульон и консоме — разные вещи. За это ведь он может и телевизор разбить разделочным топориком.Особенности национального менталитета и социального развития страны наиболее явно проявляются именно в контексте еды — все-таки все мы рабы своего желудка. Особенно те из нас, кто некогда ездил в Москву за мясом.Так что создателям кулинарных программ приходится проявлять чудеса деликатности и изобретательности. На НТВ, к примеру, так до сих пор и не реализована идея программы «Дело вкуса», которую должен был вести Ашот Насибов. Выпуск отложен на неопределенное время, так как авторы пока не могут найти рецепт создания популярной программы о еде.Не определена пока судьба еще одной программы о еде и кулинарных секретах. Программа под названием «Бабушкины рецепты» была запланирована к выходу на канале «Культура», но так пока и не вышла в эфир.Вообще отечественные кулинарные шоу — одно из самых противоречивых телеявлений. С одной стороны, вроде бы странно и дико в прайм-тайм рассказывать о том, как приготовить перепелку-галантин, — среднестатистический россиянин перепелку только в учебнике зоологии видел. С другой стороны, год от года процент населения, уверенно пользующегося ножом и вилкой, увеличивается. А потому продвижение кулинарной культуры, пусть и в виде телевизионного шоу, — дело, несомненно, полезное и перспективное.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.