Снова клюква
[b]Как же не везет сегодня несчастному Сергею Есенину! Куда сильнее, нежели солнцу русской поэзии Александру Пушкину. Правда, тому досталось от интерпретаторов в юбилейный год – все кому не лень ставили спектакли и снимали фильмы.[/b]Хотя с Пушкиным все же обходились уважительнее: ставили исключительно произведения, им написанные, да и делали это, помимо прочих, достойные люди – сам Юрий Любимов именно в те поры сочинил роскошного своего «Евгения Онегина». А в биографические подробности пушкинской жизни практически никто не лез.С Есениным – иначе. Поскольку драму и прозу он не писал, под артобстрел попала его биография. И что ни версия – то хоть святых выноси. Сначала Первый канал вдарил по нам ядреным телесериалом «Есенин». Только успели вздохнуть – а тут новая напасть: уважаемый мэтр Роман Виктюк выпустил спектакль под названием «Сергей и Айседора». Посвященный, понятное дело, самой известной любовной истории, случившейся в жизни поэта, и продолжающий своеобразную серию «Жизнь замечательных людей» (до этого анатомированию были подвержены певица Эдит Пиаф и танцовщик Рудольф Нуреев).Новая постановка Виктюка относится к той печальной плеяде произведений, которым не стоило бы и вовсе рождаться на свет. Поскольку ничего, кроме тоскливого вздоха разочарования, она не приносит.Хотя ожидания были явно нешуточными: в день премьеры на входе в Театр Гоголя, где игрался спектакль, наблюдалась настоящая Ходынка. Правда, к финалу толпа значительно поредела: зрители не стесняясь покидали зал.Справедливости ради надо сказать, что первые минут двадцать спектакль даже заинтриговывал. Возникала шальная мысль: неужели вернулся прежний Виктюк, холодный, стильный и страстный, умевший как никто делать на театре «красиво»? Жесткие световые линии, эффектная пластика, значительные, сосредоточенные лица и говорящие взгляды, которые куда красноречивее слов… Но стоило господам артистам открыть рот и сделать попытку что-то сыграть, как все стремительно покатилось на дно.Так случилось, что самой популярной пьесой о Есенине на данный момент является опус Нонны Голиковой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (в свое время постановка этой пьесы в Театре Ермоловой сделала Сергея Безрукова Есениным всея Руси). Что делать, лучше никто не написал, вот и пользуются тем, что есть. Текст не то чтобы вопиюще плох – он просто плох. Скучен, затянут, по-дамски сентиментален.Конечно, можно и его сыграть увлекательно. Но это не к Виктюку. Ибо его артисты не в состоянии толком взаимодействовать друг с другом. Каждый слоняется сам по себе, кричит и мечется, сотрясая пространство. Несмотря на то что режиссер изрядно порезал пьесу, убрав большое количество персонажей, даже тем, кто остался, на сцене как-то неуютно и неудобно.Да и смотреть на них скучно, ибо это не люди – зарисовки. Поначалу лучше других выглядит Вера Сотникова – Айседора. Волоокая рыжеволосая красавица взирает на юного поэта с выражением такой смертельной влюбленности, так робко и повелительно прикасается к нему, что ничего более не нужно.Увы, чары рассеиваются, как только начинается процесс говорения. Истерический ор сопровождает все пребывание актрисы на сцене. И вместо чувственной дамы появляется неумная скандальная тетка, которой место на базаре.Обидно… Однако все недостатки спектакля – ничто по сравнению с катастрофой под названием «исполнитель главной роли». Дмитрий Малашенко изрядно юн, русоволос и хорошо сложен. Последнее позволило его раздеть – это Роман Григорьевич у нас любит.Но красивого тела недостаточно, чтобы называться артистом. Ибо то, что вытворяет Малашенко на сцене – чистое непотребство.Обезьяньи скачки, нервное размазывание соплей и дикие вопли, заменяющие чтение стихов, – зрелище страшное. Ручаюсь, что если среди попавших в зал окажутся люди, не знающие творчества Есенина, они решат, что тот был очень плохим поэтом и к тому же на редкость противным существом. С чем совсем не хочется соглашаться.Я все время думала: вот если бы всю историю рассказали без текста, пользуясь лишь отдельными словами, и уместили в час времени – получилось бы очень недурно: эдакий этюд-фантазия на тему. Но Виктюку, наверное, хотелось сделать что-то серьезное. Правда, какие мысли вели его в процессе работы – тайна за семью печатями.Поскольку смысла в его сочинении обнаружить не удалось.