Они возвращаются
[i]Реконструкция знаменитого монумента «Рабочий и Колхозница» начнется уже в этом году. А в 2007-м эта железная пара, хранящаяся сейчас в разобранном виде, займет свое законное место. Вокруг обновленной скульптуры построят торгово-развлекательный комплекс. На состоявшемся сегодня градостроительном совете в префектуре Северо-Восточного округа решали, как будет выглядеть прилегающая к символу советской эпохи территория и какие развязки и парковки еще надо построить. Пока точно известно одно: скульптура «Рабочий и колхозница» примет свой первоначальный вид, который имела в 1937 году . О том, как шла работа над реставрационным проектом, корреспонденту «ВМ» рассказал [b]руководитель работ, скульптор Вадим ЦЕРКОВНИКОВ[/i][/b].[b]– Что было самым сложным при воссоздании проекта?[/b]– Да несложно все это! У нас более 15 организаций работали над этим проектом. Технически непреодолимых задач нет. У нас работают специалисты, каждый из которых не ниже доктора наук! Взяли чертежи Мухиной, посмотрели и воссоздали. Семь лет я занимаюсь этим. Деньги даже за это не платят. И уйти я не могу, потому что позор будет – я знаю, что никто больше не соберет этот памятник. Я знаю, что такое нержавеющая сталь. Я такую работу сделал в семидесятых: двадцатиметрового Ленина из нержавеющей стали в Ленинабаде.[b]– А сам монумент действительно останется в неизменном виде?[/b]– Мы делали прежде всего реставрацию. Мы не имеем права отклоняться от первоначального проекта. Вот мы этот проект Мухиной и повторили! Кстати, скульптура, которая была на выставке в Париже, и та, которая стояла здесь, – разные. После выставки Вера Мухина ее собрала чуть-чуть по-другому. Я буду воссоздавать ту, которая стояла здесь. Соберем из тех же самых листов. Только постамент будет как в Париже.Вы знаете, почему он именно такой высоты? На выставке в Париже рядом с «Рабочим и Колхозницей» стоял павильон фашистской Германии. Нашу скульптуру венчали серп и молот, и их – свастика на их орле. И шло соревнование, чья эмблема будет выше. Разведки очень серьезно работали. И наши такую дезинформацию пустили, что конечная высота постамента – 30,5 метра. А немцы приплюсовали к этой цифре высоту скульптуры и еще два метра и поставили свастику. А наши сделали одну хитрость – они поставили скульптуру на базу, и получилось, что серп и молот на два метра выше. Гитлер всех разведчиков, которые следили за этим делом, расстрелял. А переделать не могли, так как уже состоялось открытие выставки. Обдурили![b]– Высказывается мнение, что в первозданном виде собрать уже невозможно, так как слишком уж сильно монумент пострадал…[/b]– Поймите, он сделан из довоенной стали – кипячки так называемой. Это такая сталь, которую уже не применяют в России. Наш регион – это регион с пониженными температурами, а при таких температурах кипящая сталь становится хрупкой, она крошится. Любой сильный порыв ветра – раз, и все лопнуло! И скульптура полетела вниз… Мы ее сняли, и она теперь спокойно лежит, и мы знаем, что она не упадет. Ее немножко почистили внутри, снаружи еще не трогали. А теперь задача – провести обследование оболочки. На этих стальных листах сейчас все, что за 70 лет накопилось – пленка, дым, коррозия, это все надо чистить. Мы много провели научных исследований, и ведем до сих пор, чтобы выяснить истинное состояние скульптуры. Это непростая задача – сохранить авторскую версию. В тысячу раз легче было бы все новое.[b]– А каркас – тоже часть памятника культуры?[/b]– Ну какой этот каркас памятника?! Остроаварийное состояние было, в каркасе были все виды коррозии. Существующие сегодня строительные нормы и правила нельзя применить к этой конструкции! И никто не даст гарантии, что если каркас оставить, он не упадет. Но я должен слушать все эти комиссии, всех, кто предлагает-предлагает-предлагает… Я им говорю: хотите – оставляйте. Но тогда я всем буду говорить – обходите этот монумент стороной, он может рухнуть. Я конструктор, и ответственность на мне! И я к проекту отношусь архиосторожно и ответственно. Со времен Парижа три принципа должны действовать: прочность, удобство, красота. Поэтому, проектируя «Рабочего и Колхозницу», надо в пять раз запас прочности дать, чтобы она надежно стояла, чтобы мои праправнуки говорили: вот видишь, это мой дедушка сделал![b]– А вы помните, как сами первый раз этот монумент увидели?[/b]– Лет в шесть меня привез туда дедушка. Он хирург был, за ним прислали машину, и он поехал какого-то большого начальника смотреть. А у меня отец на фронте погиб, и меня не с кем было оставить. И я увидел первый раз эту скульптуру. Какое впечатление произвела? Никакого.[b]– А в чем же все-таки гениальность этой скульптуры?[/b]– Мухина смогла создать при помощи вранья динамичное, мощное произведение. Например, у «Колхозницы» правая нога на три метра короче левой. А представьте теперь, если бы они были одинаковые – была бы вот эта мощь, вот эта динамика, порыв? Руки все разные, кулаки, кисти – все разное, все наврано. Но какая сила! Только гениальный художник может создать такое произведение в таком масштабе! Понимаете?[b]– В 2007 году мы действительно снова увидим «Рабочего и Колхозницу»?[/b]– Конечно же, да![b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Скульптура «Рабочий и Колхозница» создавалась Верой Мухиной к Международной выставке, которая проходила в Париже в 1937 году. Две фигуры из нержавеющей стали, держащие в руках серп и молот, украшали павильон Советского Союза. По задумке архитектора, павильон должен был напоминать корабль, нос которого согласно классическому обычаю венчает статуя. Точнее, скульптурная группа. После утверждения проекта лично Сталиным был объявлен конкурс на выполнение скульптурной композиции, который и выиграла Мухина. Интересно, что натурщиками для нее выступили вовсе не рабочий и колхозница, а бывший артист балета Игорь Басенко и откатчица Зоя Мухина (однофамилица скульптора). Причем, как рассказывал потом сам Басенко, с него лепилась только фигура рабочего, а голову, поскольку Мухиной требовалось что-то мужественное и пролетарское, «позаимствовали» у другого человека. Им оказался Сергей Каснер – метростроевец и спортсмен. Легенда гласит, что скульптор увидела Мухину и Каснера во время физкультурного парада в 1936 году и пригласила их к себе в мастерскую.Всего за четыре месяца на одном из московских заводов были изготовлены гигантские изваяния мужчины и женщины. Проверяя прочность стальной скульптуры, ее испытывали в аэродинамической трубе. Для дополнительной безопасности пришлось укрепить фигурам руки.Несколько раз переделывалась драпировка – директор завода углядел в складках юбки профиль врага народа Льва Троцкого. А потом статую разрезали на 65 частей, упаковали в ящики и по железной дороге перевезли в Париж.На выставке советский павильон расположился рядом с немецким и, когда он был достроен, то оказался на 2 метра выше. Тогда немцы срочно надстроили свой и установили на нем орла со свастикой. Откуда немцам было знать, что на 35-метровый советский павильон будет установлена еще и почти 25-метровая скульптура? Успех советского павильона был ошеломляющим. Газеты наперебой печатали фотографии стальной пары, она копировалась в сувенирах.После окончания выставки «Рабочего и Колхозницу» вновь разобрали по частям и вернули в Москву. Однако на обратном пути композиция была повреждена, так что пришлось изготовить другой экземпляр. Кстати, сама Мухина мечтала, чтобы ее творение расположилось на Ленинских горах, среди широких открытых просторов. Но в 1939 году скульптуру установили перед входом на только что открывшуюся Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВВЦ).[/i]