Все как у людей. Даже Йоко Оно
[b]Москва вновь становится международной художественной столицей, но уже не противореча интернациональному контексту. С 22 февраля по 22 марта 2007 года нам грозит Вторая международная биеннале современного искусства.[/b]Первая прошла в прошлом году и имела невероятный успех среди продвинутой молодежи. Причем не только московской, но и провинциальной, специально приезжавшей насладиться экспозицией в бывшем Музее Ленина и инсталляцией Болтанского в руине Музея архитектуры.Старшему поколению такое искусство пока не слишком понятно. С момента изобретения социалистического реализма мы пошли по особому пути, а уж после насаждения по всему миру его оппонента – современного искусства – дороги искусства России и подамериканского Запада совсем разошлись. Но знакомая с международной поп-культурой и Интернетом молодежь признала его своим.В этом смысле и в общественно-политическом выставка удалась на все сто. Ведь в России организовали форум современного искусства, который с 50-х годов считается необходимым атрибутом парламентских демократий.И вот наконец у нас все как у людей. На пресс-конференции, посвященной грядущей биеннале, Михаил Швыдкой дал культурно-политическое обоснование акции. О деталях же ее рассказал комиссар биеннале Иосиф Бакштейн. В коллектив из пяти кураторов-иностранцев вошли еще двое, не менее известных. Получился целый Артинтерн. И если в 2005 году экспозицию делали коллективно, то в 2007-м каждый собирается сосредоточиться на своем проекте. Возможно, это и к лучшему.Понаехавшей зарубежной арт-общественности результат понравился. К тому же никаких медведей на улицах. Зато – снег, милые люди, говорящие по-английски, банкеты.На Второй биенале обещают звездопад из Даррена Элмонда, Пипилотти Рист, Джефа Уолла, Вали Экспорт, Роберта Уилсона и Йоко Оно. Всего художников будет больше восьмидесяти. Главный проект покажут в бывшем Музее Ленина, Музее архитектуры, новом здании ЦУМа.Кроме основной выставки – еще двадцать пять специальных. Будут задействованы все более или менее значимые пространства.Единственно, что насторожило – это тема форума «Геополитика, рынки, амнезия. Примечания», точнее, пояснения к ней комиссара – о конце идеологий и дискурса, о чем говорили в 90-е, после распада социалистической системы. Ведь сегодня мы давно уже живем в мире новых идейных схваток и культурных войн. Впрочем, скорее всего, кураторская группа именно это и имела в виду.[b]На илл.: [i]Инсталляция Андрея Васильева, явного претендента на участие в биеннале, была самой зрелищной работой на последней «Арт-Москве».[/b][/i]