Великая мадемуазель, изменившая ХХ век
[i]Не в пример нынешнему, лето-97 стало пиком присутствия знаменитостей на парижских модных мероприятиях. Кинозвезды и рок-дивы сидели в первых рядах на показах «высокой моды» и буквально следующим же вечером щеголяли в купленных прямо с подиума костюмах и платьях. Но наибольший ажиотаж среди этого «звездопада» вызвала Деми Мур. Известие о том, что актриса приобрела все права на экранизацию биографии [b]Коко Шанель[/b], написанную Акселем Мадсеном, приковало пристальное внимание модной общественности как к миссис Брюс Уиллис, так и к Дому моды Шанель.Двадцать семь лет, прошедших со дня смерти «великой мадемуазель», не стерли из людской памяти ее жизнь, высказывания и созданный ею стиль одежды.Стиль, изменивший ХХ век.[/i]Женщина, все созданное которой прочно подпадает под понятие роскошь, элегантность и шик, родилась в семье бедных французских провинциалов в августе 1883 года. Родители [b]Габриэль Шанель [/b](таково подлинное ее имя) не успели официально оформить отношения, и девочка появилась на свет незаконнорожденной. Тринадцать лет она прозябала в городке Самюр-на-Луаре, а после смерти матери была определена в монастырский приют для сирот, где монашки научили ее шить, работать с тканью и вышивать.В 18 лет Габриэль свободна, как ветер, и бедна, как церковная мышь.Зажиточные сестры отца забирают ее в Мулен и демонстрируют бедной родственнице все прелести богатой жизни: прогулки с молодыми офицерами, модные магазины, а главное — великолепные наряды — роскошь, которую Габриэль еще долго не сможет себе позволить. Блеск беззаботной жизни настолько потряс молоденькую модистку, что она решила во что бы то ни стало попасть в «закрытую зону». При поддержке знакомых офицеров Габриэль устраивает себе успешный дебют на сцене бара «Ротонда». Правда, певческой карьере существенно мешал слабый голосок дебютантки, о чем ей, нимало не смущаясь общими восторгами, сообщил один из завсегдатаев бара Этьен Бальсен. Этой дерзости хватило для начала пылкого романа. Но Этьена, вскоре унаследовавшего огромное состояние, стала тяготить экстравагантная и требовательная простолюдинка. И когда весной 1908 года Шанель увлекается его приятелем по кругу «золотой молодежи» Артуром Капелем, Этьен с облегчением передает возлюбленную на его попечение.Шанель быстро переросла узкие рамки подружки богатого светского мальчика. Деньги и связи английского аристократа Капеля она использует и для своего возвышения. Переехав в Париж, Коко (теперь она звала себя именно так) обзаводится престижными клиентками и уже через четыре года открывает свой первый магазин.Шанель очень скоро поняла, что никогда не станет своей в великосветском окружении Капеля и поэтому их законный союз просто невозможен. Теперь ее цель — независимость. От бедности, снобствующих аристократов и... от возлюбленного.На протяжении следующего десятилетия Шанель, используя влияние первой мировой войны на общество и стремительное упрощение нравов, осуществляет подлинный переворот в моде: изобретает купальный костюм, отказывается от корсетов, занижает талию на платьях, беззастенчиво заимствует для своих моделей детали мужского костюма, вводит в моду трикотаж и — апофеоз! —брюки, короткую стрижку и загар.Шанель шла напролом, отмахиваясь, как от мух, от шокированных светских дам и критики ханжей. Теперь она, незаконная дочь путешествующего коммерсанта, диктует моду всему цивилизованному миру. Впрочем, Шанель ничего не оставалось делать, как «утопить» себя в работе.Осенью 1918 года Капель женится на юной леди Диане Листер. Но будучи не в силах забыть экстравагантную француженку, он периодически оставляет молодую жену ради коротких и страстных свиданий с Коко. Спеша на одну из таких встреч, Капель не справляется с управлением своего авто и врезается в дерево. Эта смерть, как клеймо, отпечаталась на всей жизни Шанель. Каких бы высот в карьере она ни достигала, кто бы восторженно ни припадал к ее стопам, она была лишена самого необходимого: женского счастья, семейного очага, детей.А претендентов на руку «великой мадемуазель» было предостаточно.В 1920 году она заполучает в свой салон (и в свои объятия) двоюродного брата императора Николая II — великого князя Дмитрия Павловича.Одна из подруг Коко, известная актриса, «уступила» его Шанель со словами: «Он мне дороговато обходится». Коко тогда уже могла не думать о «дополнительных расходах», и в ее жизни начинается «русский период».Она общается со Стравинским, финансирует одну из балетных постановок Дягилева и создает модели, переполненные русской тематикой, — вышивкой, парчой, мехами и даже боярскими шапками. Именно в это время появляются легендарные «Шанель №5». Знаменитый парфюмер Эрнест Бо создает для Дома моды Шанель первые в истории духи со сложным, фантазийным ароматом. Но «русский период» закончился еще быстрее, чем вошел в моду. Знаменитые друзья разъезжаются по свету, а великий князь — в Штаты, на бракосочетание с богатой американкой.Впрочем, Шанель быстро нашла новый источник вдохновения. Один из самых богатых людей Англии, герцог Вестминстерский, как куль, упал к ногам знаменитой француженки. И мода Шанель вновь обретает английский стиль, казалось, похороненный с Капелем. Она актуализирует твид, плиссированные юбки, создает будущую классику моды — маленькое черное платье и, конечно, легендарный костюм-«шанель»: прямая, ниже колен, юбка и свободный жакет с приподнятыми плечами и высокой проймой, отделанный контрастным кантом и позолоченными пуговицами. Но теперь на семейном счастье крест ставит сама Шанель. Ей за 40, и она уже не может обеспечить герцога наследником.Следующий этап интересов модельера — Голливуд. В 1930-м, после долгих уговоров, Шанель подписывает контракт на создание костюмов к фильмам кинокомпании МГМ.Гонорар — один миллион долларов.Через год Коко возвращается во Францию. Ее простые элегантные модели не пришлись ко двору в вызывающе-роскошном и приторноблестящем Голливуде. Но, отказавшись от услуг Шанель в кино, «звезды» с удовольствием одеваются у нее «для жизни». А тем временем Коко увлеклась созданием костюмов для театра...Накануне войны она закрывает Дом и предается ничегонеделанию.Ее хватило ровно на пятнадцать лет.В 1954-м, в разгар культа роскошно-женственного «нью-лук», она с успехом возвращается в мир моды с простыми и «свежими» моделями.На этот раз триумф мог бы и не состояться. Но Шанель «вытаскивают» американцы, не принявшие диоровские «новые кринолины». И 71-летняя «великая мадемуазель» снова — француженка №1; забыты годы изгнания, последовавшие после ее скандальной связи с немецким дипломатом Гансом фон Динклаге во время оккупации Парижа. Богатая, знаменитая и стремительно стареющая Шанель взахлеб работает до самой смерти в 1971 году, почти в 90 лет.Просто больше ничего она не умела делать.