Глас вопиющего в пустыни
[b]Не так давно закончилась «тяжба» между патриархальными жителями Осташкова и Министерством путей сообщения. Осташи добились своего: пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и столицей Селигерского края, стал носить номер шестьсот четыре. А то ведь неудобно, право, было: многочисленные паломники ехали в монастырь Нило-Столобенская пустынь на поезде № 666, что, согласно «Апокалипсису», число антихриста…[/b]Уже больше пятнадцати лет как возродилась на острове Столобном монашеская жизнь. Обитель была основана в 1494 году, на месте отшельнического жития преподобного Нила, всея России Чудотворца. При царе эта строгая пустынь занимала второе место в христианском мире по числу паломников: по 200 тысяч в год съезжалось их сюда – потрудиться, помолиться, воспрянуть духом.В 1937 году последних монахов разогнали, а в грандиозных храмах и корпусах разместили колонию для малолетних преступников. Потом, перед войной, за мощными стенами держали военнопленных поляков – числом несколько тысяч, которых в 1941-м расстреляли.Был здесь и дом престарелых, и турбаза… В руины превратились братские покои XVII века, одряхлел Богоявленский собор, не говоря уж о том, что несколько храмов из монастырского комплекса попросту взорвали, соорудив из обломков дамбу – она уже семь десятков лет соединяет остров с берегом озера.Теперь о прежней разрухе если и вспоминают, то диву даются: как удалось за полтора десятка лет вернуть монастырю прежнее благолепие – пусть и не в полной мере, но все же…Золотятся шпили и купола, снова поражает своим величием Богоявленский собор, убранство его не уступает знаменитым столичным храмам. Благоустроились и кельи монахов и послушников: теперь уж редко где топят печку, повсеместно – электрическое отопление.В пять утра соборный колокол возвещает о том, что пора вставать. Насельники стекаются на братский молебен у мощей преподобного Нила.Летом здесь их обитает без малого сотня, включая сезонных рабочих и паломников. Потом – работа, называемая здесь послушанием. Дел много: реставрируются сразу три храма, заново отделывается братский корпус на берегу Селигера. Да и о хлебе насущном заботиться надо: полным ходом солят огурцы и помидоры, выращенные в монастырских теплицах, заготавливают грибы, косят сено для нескольких коров и телят… Скоро – уборка картошки.Есть в монастыре своя пекарня, рыбные промыслы. Сети, правда, надо все время караулить – не ровен час, упрут местные браконьеры.Иеромонах Порфирий связал свою судьбу с Ниловой пустынью с первого дня ее возрождения в 1990 году. Я помню его еще послушником по имени Леонид. Он из далекой Находки. Как-то получил известие из дому, что мать при смерти. Поехал, чтоб проститься, да вышло иначе: Леонид сумел выходить матушку, поставил ее на ноги. А как обратно в обитель вернуться? Деньги, которые дал наместник монастыря, архимандрит Вассиан, все вышли. Нанялся грузчиком в порт, к осени пришел за расчетом, а его «кинули», не заплатили ни копейки. И пошел Леонид в своем подряснике пешком через всю страну. Четыре месяца шел. В деревнях и на хуторах нанимался по хозяйству – за ночлег и пропитание. Иногда его подвозили до ближайшего города… Так и дошел до обители, где его уж не чаяли увидеть.Много монахов и послушников сменилось в этих стенах – далеко не все выдерживают строгой жизни и отречения от мира. Но неизменно выходит на церковный амвон наместник монастыря архимандрит Вассиан. Совсем состарился этот «народный батюшка», уж скоро восемьдесят. Недуги – один тяжелей другого – ослабили неутомимого некогда пастыря. Уже не увидишь его за рулем белых «Жигулей», мчащегося по монастырским делам или для оказания духовной помощи какому-нибудь прихожанину. Но он все служит во славу Божию и, всякий раз собрав силы, возносит к Небу молитву «о храме сем и всяком граде, и о всякой душе христианской». Как и много веков назад, звучит она над просторами Селигера, зажигая в людских сердцах «веру непостыдную, надежду несомненную и любовь нелицемерную».