«Герой не нашего времени»
[i]Жизнь талантливого актера и режиссера оборвалась неожиданно, рано и трагически. Потому он остался для многих загадкой. Говорили, что в кино он играет сам себя – но при этом его самого-то толком никто и не знал. Авторы фильма решили вспомнить, каким Сергей Бодров был в жизни. О Бодрове рассказывают его друзья и коллеги: Татьяна Догилева, Виктор Сухоруков, Олег Меньшиков, Сандрин Боннер, Ксения Алферова, Сергей Кушнерев, Александр Политковский, его одноклассники.[/i][b]Шеф-редактор службы документальных фильмов телеканала «Россия» Виолетта НИЧКОВА[/b]:– «Кавказский пленник» – это история о человеке, который не мечтал становиться героем, символом поколения, публичность была ему неприятна, она тяготила его. В этом фильме мы хотели рассказать о том, каким был Сергей Бодров вне экрана.Судьба его сложилась парадоксально: он учился в МГУ, занимался эпохой Возрождения… И вдруг Бодров становится «кавказским пленником», снимается в жутких условиях, сидит в холодной яме. При том, что эта роль противоречит его образу в жизни! Бодров был не по-современному прямолинейным и закрытым человеком. Говорили, что это отец заставил его сниматься в «Кавказском пленнике», но это не так: изначально Сергей поехал в экспедицию помощником режиссера, чтобы заработать карманных денег – он ведь был студентом. Но в итоге сыграл главную роль. Потом были «Братья», и после каждой шумной премьеры он говорил: «Это не мое, я больше не буду, уйду из кино». И вдруг понял, что кино – это его, но лишь когда он стоит за камерой как режиссер. Вышел первый его фильм «Сестры», а потом случилась трагедия… Родители Сергея Бодрова не принимали участие в съемках нашего фильма по вполне понятным причинам. А вот по совершенно непонятным с нами не захотели общаться Алексей Балабанов и Сергей Сельянов. Они не объяснили свое нежелание говорить о Бодрове, но и без них мы сделали честную картину.[b]Генеральный продюсер Алексей КУРЕНКОВ[/b]:– Я не был знаком с Сергеем Бодровым, не могу назвать себя поклонником его ролей, но во время подготовки фильма я пересмотрел свое отношение к этому человеку.У меня создалось ощущение, что как режиссер он мог сделать в кино еще очень многое, у него были колоссальные перспективы. Мы покажем Бодрова таким, каким он был: человек разносторонний и талантливый, герой не нашего времени, а кокого-то другого – благородный и тонкий.[i]С помощью создателей проекта «Вечерка» публикует отрывки из откровений, которые прозвучат в фильме[/i].[b]Олег Меньшиков: «Папа гонял его страшно»[/b]– Я действительно искренне верю, что Сережестаршему в голову не приходило снимать Сережу-младшего в «Кавказском пленнике». Его просто уговорили – сначала продюсер, потом все остальные. Это не тот случай, когда папа захотел снять сына в кино. Гонял он его страшно! А мне хорошо работалось с Бодровым. Он так хотел научиться, так хотел понять… Он говорил, что не собирался становиться актером. У него была любимая профессия, любимое дело – история. А актерство – какое-то приключение, которое вошло в его жизнь, но поскольку он был человек, мне кажется, до приключений охочий, то, если уж он включался в приключение, он проходил его до конца.[b]Виктор Сухоруков: «Он мог многое рассказать нам»[/b]– Мне кажется, Балабанов обнаружил в Бодрове колоссальное обаяние целого поколения. Он в нем увидел человека, с одной стороны, культурного, грамотного, воспитанного, и в то же время обожающего чизбургеры, гамбургеры, кока-колу, любящего плееры, человека, живущего нога в ногу со своим временем.Потом, когда выйдет второй «Брат», и еще будут картины, о Сергее будут говорить: разве он артист, он сам себя играет. Нет, друзья. Один раз можно самого себя сыграть, но если человек способен быть самим собой второй раз, третий раз, сыграть несколько ролей – это уже дар, это уже талант. У него был этот талант. Другое дело, Сергей мне скажет, сидя за бутылочкой пива в Америке, в Чикаго: «Нет Витька, не буду я актером, уйду». – «А куда?» – «Хочу быть режиссером». Я поддержал его желание, говорю: «У тебя для этого все есть, у тебя есть отец, у тебя есть Балабанов, у тебя есть уже опыт в кинематографе». А самое главное, разговаривая и общаясь с ним, я понял, что он творческая, фонтанирующая натура, ему было что сказать, и он много мог бы рассказать нам.Сережа очень любил маму. Даже когда он разговаривал с ней по телефону, я видел, как лицо его становилось лицом ребенка. Он с мамой разговаривал как маленький мальчик.На отца не обижался. Может быть, я встретился с ним именно в том возрасте, когда он все понимал. Он уважал отца. Если бы он его не уважал, он, наверное, не пошел бы к нему работать в «Кавказском пленнике».[b]Сандрин Боннэр: «Он был стеснительный, но пробивной»[/b]– В фильме «Восток-Запад» Сергея снимали таким, каким он был в жизни. Конечно, у него была четко прописанная роль, но вся эта молодость, его хрупкость, ранимость, которые были ему свойственны, – все это режиссер Режис Варнье перенес в фильм, потому что это соответствовало образу героя, которого играл Сергей.Бодров был человеком, который не боялся идти вперед, бросаться с головой в новое, неизведанное,– несмотря на свою стеснительность и на то, что ему было сложно, например, сыграть разгневанного человека.Для этого нужно было больше раскрыться, а ему это давалось с трудом. Но с другой стороны, в тех сценах, где он плавал, где требовалось физическое напряжение, он был очень силен, и мы об этом говорили с Катрин Денев и Режисом Варнье – о его выносливости и способности пробиваться.Бодров мог говорить об отвлеченных вещах, он не был зациклен только на работе, как это бывает с некоторыми актерами. У меня ощущение, что он очень любил жизнь, то, что было помимо работы – свою семью, свою жену – они многое для него значили, так же много, как и его работа.Ну а то обстоятельство, что он не был актером, вернее, то, что сам он не считал себя актером – благодаря этому у него было неактерское отношение к работе в хорошем смысле.Он был лишен эгоизма, напыщенности, какого-то зазнайства, он приходил на площадку, чтобы делать свою работу, даже если ему приходилось делать то, о чем он особо и не мечтал.