Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Виктор Чижиков: От меня больше пользы, чем от десяти сел

Развлечения

Художнику, создавшему львенка Вилли — символ чемпионата мира по футболу 1966 года в Англии, — было выплачено 6 млн. 700 тыс. фунтов стерлингов. Художнику, создавшему Мишку — символ Олимпиады-80, — было выплачено... Хотя он сам расскажет о перипетиях борьбы за свои авторские права. А мне остается напомнить, что человек с веселой фамилией Чижиков — живой классик детской иллюстрации. Я, например, до сих пор вижу его глазами многие персонажи Виктора Драгунского, и та же история, только с героями Эдуарда Успенского, повторилась у моих детей. Сколько ни пытались нарисовать Дядю Федора по-своему, а получалось «как у Чижикова».

— За Мишку мне выписали тысячу триста рублей, получил тысячу сто восемьдесят. И года через три перевели еще рублей восемьсот.

— Это был гонорар за победу в конкурсе?

— Нет, конкурс ничего не дал. Тогда обратились к профессионалам, но так, что многие ни о чем не знали. Мой друг встретил на улице руководителя Союза художников, и тот сказал: «Вот вам бы, детским иллюстраторам, и заняться олимпийским Мишкой». Собрались у меня в мастерской четверо художников и рисовали медведей, каждый своих. Понакрутили их очень много — это были карандашные рисунки, поиски образа. Скажем, у меня, помимо известного теперь Мишки, были такие, которые вкладывались друг в друга, как матрешки. Отнесли все в Олимпийский комитет, и там просто ткнули пальцем: «Это кто рисовал?» — «Чижиков». — «Ну пускай он сделает это в цвете». Я сделал и в апреле 1977 года сдал оригинал. Позвонили мне в сентябре: «Поздравляем, ваш медведь прошел ЦК партии. Мы завтра даем его в газетах». Говорю: а разве не надо перед тем, как давать в газетах, оформить это юридически? Вроде бы согласились, а потом началось: «Автор не вы, а советский народ, который решил, что символом Олимпиады будет медведь». Чушь, нелепость, бред. Перечислять все мелкие зуботычины просто ни к чему. Мишку запатентовали на Олимпийский комитет и лишили меня авторских прав.

— К нам в газету приходят 16-летние абитуриенты зарабатывать публикации для поступления на журфак, и уже понятно: этот будет писать, а этот всю жизнь прокантуется в службе общественных связей. А как в вашем деле? Можно сознательно выработать собственную манеру или она дается от природы?

— Свой стиль возникает постепенно. Не то, что ты его ищешь, а просто живешь и рисуешь, и со временем появляются твои деревья, твое солнце, твои типажи. Но это не сразу, потому что в молодости на тебя влияют всякие силы. Скажем, у меня были работы «под Малаховского», первого иллюстратора «Золотого ключика». Кстати, он был архитектором и свои проекты населял смешными персонажами, они у него иногда падали с мостов и тому подобное. Наверное, архитекторов это раздражало, и ему сказали: иди в журнал картинки рисовать. Он пошел в журналы «Чиж», «Бегемот» и стал замечательным иллюстратором... Позже я подражал Борису Ефимову. Мне нравилась его упругая линия с нажимом, эти огромные подошвы ботинок... Когда классе в девятом знакомый наш архитектор Ершов привел меня в мастерскую Кукрыниксов, я притащил с собой чемодан политических карикатур, где бичевал Ли Сын Мана и не оставлял живого места на Франко.

— Чем меньше возраст читателя, тем больше успех книжки зависит от иллюстраций...

— Конечно! Художник-иллюстратор может очень много, особенно в детской книге. Какую-то незначительную, с точки зрения автора, сцену можно раздуть до разворота, и наоборот, кульминационный момент вынести на заставочку. В общем, работа художника детской книги сродни режиссерской. Я набираю состав «актеров» и проигрываю каждого: его манера ходить, манера плеваться — это все должно быть в иллюстрации. А еще я работаю и как художник-сценограф, и как художник-постановщик. Это фантастически интересное дело, а главное, никто в мою работу не лезет! Я благодарю Бога, что он дал мне эту специальность.

— А в штате вы когда-нибудь работали?

— Только раз, когда в «Веселых картинках» меня попросили побыть художественным редактором, пока там не подберут нового человека. Я проработал ровно год и сам помог найти себе замену. А все остальное время был вольным художником... Люди, всю жизнь проработавшие в штате, говорили мне, какая это дикая мука — все время приходить на работу и видеть напротив себя человека, который тебя ненавидит, и ты ему отвечаешь взаимностью, но приходится делать вид, что ничего не происходит. А я сам по себе. Живу на шестом этаже, мастерская на четырнадцатом, езжу на работу в лифте. Это на Малой Грузинской, где выставки и где жил Высоцкий.

— Детский вопрос: а зачем иллюстратору мастерская? Вы же не пишете батальные полотна.

— Я могу и на коленочке работать, но приходится делать и плакаты. А потом, где хранить оригиналы? Они ведь часто в полтора раза больше, чем иллюстрации в книге. Это огромное количество папок, где собраны и рисунки с натуры, и оригиналы книг, и пятое-десятое. А мастерская небольшая, восемнадцать метров.

— Сколько же книг вы проиллюстрировали?

— Около ста. Может, и больше.

— А максимальный тираж одной книги?

— В советское время издательство, раз тебе заплатив, могло два года шлепать книгу любыми тиражами и ничего не доплачивать. В эти два года книги печатались истерически. Тираж сказки «Вершки и корешки» с моими иллюстрациями был миллион четыреста тысяч. Наша с Успенским книга «Вера и Анфиса» выходила тиражом в миллион...

— Неужели художник так накладен для издательства, что надо было идти на такие ухищрения?

— Наоборот, художники давали дикую прибыль и издательству, и государству. Летом я живу под Переславлем-Залесским в селе Троицкое, которое входило в колхоз «Трудовик». Так от меня было больше пользы, чем от десяти сел, объединенных в этот «Трудовик», который всю жизнь на дотации государства.

— То, что вы живете так далеко от Москвы, имеет творческую причину?

— Там очень хорошо рисовать, никто не отвлекает. В этой же деревне раньше жил Успенский, а Николай Устинов, замечательный детский иллюстратор, живет от меня наискосок.

— А соседи знают, кто живет рядом с ними?

— Да, мы же там 25 лет. Отношения очень хорошие, если ты нормальный человек и не выпендриваешься, а просто живешь. Я там нарочно не завожу телевизор, чтобы не отвлекаться, и хожу смотреть хоккей к соседям. Они матерятся при мне так же, как и без меня. Когда становишься частью деревни, это естественно.

— Итак, встаете вы утречком в деревне...

— ...И, если нет жены, разогреваю кастрюлю, в которой сварил какую-то бурду на неделю. Чтобы получилось вкусно, надо бросать туда все, что любишь, а огонь доделает. Кастрюля бухтит, и я даже не знаю, что это будет, первое или второе. Если налить воды, то в основном получается первое.

— А кроме воды?

— Мясо кладу обязательно, иначе и затевать эту варку не имеет смысла, а потом с огорода капусту, картошку, морковку, петрушки побольше, сельдерея — связал пучком и бросил туда.

— Зачем же связывать?

— Чтобы потом выбросить... Завтракать, обедать и ужинать я могу одной этой кастрюлей. Ну еще молоко для разнообразия жизни, а так главный удар делаю на работу.

— Меня всегда интересовало, как в детских иллюстрациях получается заливка, совершенно ровный фон.

— Кистью и акварелью. Ленинградская акварель, по-моему, — самые лучшие краски в мире... Я дальтоник, между прочим.

— Красное и зеленое не различаете?

— Да, могу путать розовое с зеленым, но все зависит от оттенков. Причем в молодости было еще хуже, а сейчас я прекрасно вижу оранжевое, желтое, синее. Поэтому из коробки у меня исчезают только те краски, которые я вижу, а часть так и остается не тронутой.

— Как же вас приняли в Полиграфический институт с таким зрением?

— Тогда было столько черно-белой продукции, что это не имело значения. В Полиграфическом всегда ценилось умение обращаться с черным и с белым — гравюра, офорт. Учиться я пришел, имея за плечами работу в моссоветовской многотиражке, — я там публиковал карикатуры с шестнадцати лет. Кстати, и в «Вечерке» опубликовал что-то про борьбу за мир... А вообще я рисовал, сколько себя помню.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.