Диалоги с легендой
[b]В Театре оперетты, бывшем филиале Большого, прошел юбилейный гала-концерт. В самом Большом – необычный «Дон Кихот» – в честь 90-летия выдающейся балерины.[/b]По желанию Ольги Васильевны вечер в Оперетте назвали «Балерина и стратег»: ее супругу, известному генералу Алексею Иннокентьевичу Антонову исполнилось бы 110 лет. В фойе театра организовали выставку.Режиссерски идею вечера мастерски воплотил любимец Лепешинской Владимир Васильев, а блестящим конферансом его украсил знаток балета Федор Чеханков. Благодаря им царила атмосфера восторженного почитания.Над сценой поместили экран: выступления артистов перемежались с архивными кадрами хроники из раритетного фильма Никиты Тихонова «Диалог с легендой» (видеостудия Большого театра). Зачитывались поздравительные письма от Владимира Путина, Игоря Моисеева… Владимир Зельдин, представленный Чеханковым как «любимец всех министров обороны и генерального штаба», признался, что старше виновницы торжества на полтора года. Назвал ее «летающей балериной», а затем, танцуя и кружась, пропел ей коронные куплеты «Олю я никогда не забуду, если с ней повстречался в Москве…» Сама Лепешинская, принимая поздравления в артистической ложе, буквально утопала в цветах.В концерте приняли участие ведущие танцовщики из Москвы, Петербурга, Киева, Вильнюса, Штутгарта, Будапешта и Стокгольма. Особое впечатление оставила Евгения Образцова из Мариинки: она шиковала юной женственностью, музыкальностью и истинно петербургским стилем в «Щелкунчике».Вариацию Раба из «Корсара» блестяще исполнил 17-летний вундеркинд Иван Васильев, теперь уже солист Большого театра. Его коллега по театру, экстремально прыгучая Наталья Осипова вихрем пронеслась в образе Китри в сюите из «Дон Кихота».Неожиданным откровением стала балерина из Венгрии Алеся Попова в исповеди Анны Карениной из балета Лилы Партаи.В комедийном па-де-де Россини-Шпука поразил виртуозностью и чистотой танца Михаил Канискин из Штутгарта. В его прекрасной академической выучке видна рука знаменитого педагога Петра Пестова, воспитавшего и Богатырева, и Малахова, и Цискаридзе.Биография Канискина заслуживает внимания. В пять лет сорвиголову отдали в грузинский ансамбль «Колхида», и самой страшной родительской угрозой было «не пойдешь на танцы!» Из Хореографического училища юного Мишу выгнали за плохое поведение.И, как оказалось, к лучшему: он уехал в Штутгарт к Пестову и стал первоклассным танцовщиком! Ярким пятном вечера стало также выступление ансамбля Игоря Моисеева – артисты по-прежнему держат марку.После закрытия занавеса публика, не желая расходиться, столпилась у ложи юбилярши. Растроганная Лепешинская хотела что-то сказать, но микрофон не работал. Все замерли, внимая каждому ее негромкому слову благодарности. И в этом напряженном оцепенении зала читалось невероятное уважение к балерине.А на Новой сцене Большого театра Ольгу Васильевну чествовали «Дон Кихотом», в котором она была когда-то триумфатором. В этом историческом спектакле Большой вывел лучших из клондайка своих талантов. Китри выпало танцевать сразу трем примам: Галине Степаненко (I акт), Марии Александровой (2 акт) и Светлане Захаровой (3 акт) с лучшими кавалерами театра Юрием Клевцовым, Андреем Уваровым и Сергеем Филиным.Идея трех пар Китри и Базилей пришлась кстати. Во-первых, было любопытно увидеть одновременно сливки театра в одной роли. Во-вторых, соревновательность подогревала прим и премьеров. В-третьих, и физически им было полегче. Но лично я предпочел бы увидеть в первом акте Александрову, во втором – Захарову, в третьем – Степаненко.При такой серьезной конкуренции прим вышло, что другим исполнительницам роли Китри в театре – Наталии Осиповой, Марии Аллаш и Екатерине Шипулиной – достались только партии ведущих солисток (прыжковая вариация в гранпа, Уличной танцовщицы и Повелительницы дриад). Амуром блистала Нина Капцова, лучше которой эту роль никто не танцевал и не танцует. Зажигали и лучшие характерные танцовщики Большого: Виталий Биктимиров (Болеро), Артем Шпилевский (Тореадор) и Юлиана Малхасянц (Цыганский танец), сорвавшая самый большой успех.Драйв, с которым танцевала труппа, похоже, возможен только в честь Лепешинской. Столь живого «Дон Кихота» не видел уже с 80-х годов! Очень помогал артистам оркестр Большого с дирижером Павлом Клиничевым, который не только поддал темпа, но и играл феерически профессионально – музыка вела танцовщиков.В финале артисты вместе с публикой устроили Лепешинской овации. Ольга Васильевна, поднявшись в ложе, отвечала только «Браво!» Она то прижимала руку к сердцу, то разводила руками, не зная как благодарить, и в глазах ее блестели слезы.