Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Виктор Розов: Со сцены я сбит снарядом

Развлечения
Виктор Розов: Со сцены я сбит снарядом

[i][b]Виктор Розов [/b]— безусловно советский драматург.И безусловно честный. Эти два качества плоховато уживались друг с другом и с практикой партийных идеологов.После постановления ЦК ВКП(б) 1946 года «О репертуаре драматических театров» были запрещены почти все современные пьесы. Следуя изгибам партийной линии, конъюнктурщики бросились описывать конфликт хорошего с лучшим: зарвавшийся передовик или отличник учебы противопоставляет себя коллективу... Летом 49-го режиссер театра-вагона при клубе железнодорожников Розов остался без работы из-за разногласий с начальством.Ни на что особенно не рассчитывая, написал пьесу «Ее друзья» — о слепнущей девочке, которой одноклассники помогли не бросить школу. Через три месяца спектакль был поставлен в Центральном детском театре, имел успех и сразу же был объявлен «нетипичным», «смакующим несчастье»... Следующие два десятилетия отечественного театра прошли под знаком Розова. Его «Вечно живыми» начался «Современник». Ему принадлежит самый яркий образ периода «оттепели»: мальчик, рубящий отцовской саблей мебель — символ мещанства («В поисках радости»)...Когда в СССР, кажется, не осталось театра, где не шли бы спектакли по Розову, его причислили к «выдающимся советским»: дали Госпремию. Но... не за оригинальную пьесу, а за написанную еще во время войны инсценировку.[/i][b]— Виктор Сергеевич, за что вы воевали? За Родину? За Сталина? За Советскую власть? [/b]— Не «за что», а «почему». Потому что я очень люблю Россию, особенно Советский Союз. Потому что считал своим долгом быть там, где всего труднее. У меня нет на душе греха, что сиганул куда-то в Ташкент.[b]— Вы не приняли нынешнее наступление рынка? [/b]— Нет, почему? Я помню нэп — самое счастливое время. В кооперативной булочной буханка стоила четыре копейки, а у частника Сущева очень вкусный хлеб, кисло-сладкий, выпекавшийся в конических формах — четыре с половиной. Мы были бедные, но хлеб от Сущева могли себе позволить. И пироги мама начала печь только при нэпе...[b]— И тем не менее, ваше имя сейчас связывают с коммунистами.[/b]— Но не надо связывать очень плотно. Я никогда не был ни в комсомоле, ни в партии. К Зюганову отношусь очень уважительно — совершенно согласен с многими его высказываниями. А вот с теми коммунистами, которые сейчас возглавляют страну, у меня ничего общего нет.[b]— В училище при Театре Революции вы занимались у Бабановой...[/b]— На сцене я подавал ей стул. Большая была ответственность — поставить его миллиметр в миллиметр, чтобы ей было удобно... Хотя были у меня хулиганские выходки. Однажды я дирижировал оркестром в сцене, где маркиз Рикардо приходит к Диане свататься. Я стал выделывать руками такое, что публика хохотала. И Бабанова сделала мне выволочку: «Ты зачем отвлекаешь публику?! Это моя сцена, а не твоя!».[b]— Диану она играла на четвертом десятке. Вас не удручала вечная театральная проблема престарелых диан и джульетт? [/b]— Нет, что вы! Это такое великое счастье, что я видел ее и был рядом! Она же гениальная актриса! Не талантливая, а гениальная — это трудно представить, потому что гений необъясним...Я бы хотел пусть старого Шаляпина, но слышать «живьем».[b]— А зачем вы, актер, поступили в Литинститут? [/b]— Так ведь я пришел с фронта на костылях. Со сцены был сбит снарядом, и пришлось переучиваться. На творческий конкурс представил инсценировку романа Гончарова «Обыкновенная история», и меня приняли. А через много-много лет театр «Современник» обратился ко мне с очередной просьбой — нет ли еще пьесы. Я пошел в Литинститут, и там нашли мою инсценировку, написанную от руки в конторской книге. «Современник» заинтересовался, поставил эту пьесу, и мы получили Государственную премию: Олег Табаков, Галя Волчек, Миша Казаков и я. Я единственный драматург, получивший премию за инсценировку. В общем-то не по заслугам. Гончарову надо было давать.[b]— В Литинституте вы учились, будучи зрелым человеком. Не тяжело было с преподавателями? [/b]— Наоборот. Скажем, ходили мы по бульвару с Осипом Бриком и рассуждали совершенно на равных. И с Александром Кроном, руководителем семинара, так же — на равных... Помню, преподаватель русской литературы задает мне вопрос по «Анне Карениной». Я уточняю: «Вам рассказать, что об этом писали критики, или мое собственное мнение?» Он говорит: «Что писали, я читал, давайте собственное». Я и сказал, что единственный порядочный человек во всем романе — это Каренин. Он мне поставил «отлично».[b]— Вы последовательны. Каренин — порядочный, мать в вашей пьесе «В поисках радости» поучает героя: «Очень часто любовь принижает человека, разрушает его жизнь»...Виктор Сергеевич, а как было в вашей собственной жизни? [/b]—Я полюбил Надю, когда ей было лет 16—17, мне немножко за 20, и вот мы уже давно отметили золотую свадьбу. Так что в личной жизни я не совершал дурных поступков.[b]— Лет сорок назад можно было написать сильную пьесу или роман — и проснуться знаменитым. Сейчас, мне кажется, такое невозможно. Идет такой мощный поток информации, что в нем растворяется и плохое, и хорошее.[/b]— Нет. Вот Эдик Радзинский стал же знаменитым. Я еду как-то на попутной машине и объясняю водителю дорогу. А он мне: «Так вы бы сразу сказали: мол, это там, где живет Радзинский»! Вот какая замечательная популярность.[b]— Ну, Радзинский стал популярным благодаря телевидению, и не сразу. А вы... Вторая ваша пьеса — «В добрый час!». В скольких театрах она шла? [/b]— Во всех.[b]— Вот я и говорю, что в наши дни такое невозможно.[/b]— Ну что вы! Напишут еще. Все, все уже существует и витает в воздухе. Как писал Алексей Константинович Толстой: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель. Вечно носились они на землею, незримые оку». В воздухе носились и телевизор, и телефон, и атомная бомба. Мы живем в двух мирах. Вот здесь я больной лежу, у вас в руках изобретение, которое тоже витало в воздухе — диктофон... А там носится еще много-много чего, и иногда люди творческие оттуда это достают. К сожалению, этим пользуются не всегда во благо, но тут виновато человечество, а не мироздание.[b]— Виктор Сергеевич, и что же, ваши пьесы там тоже носились? [/b]— И пьесы тоже. Писать для меня не составляло труда — одно удовольствие. Давно, в пятидесятых годах, я перенес первый инфаркт. Бреду к кушеточке прилечь, и вдруг в голову влетела пьеса! Я вернулся к столу и — скорее, скорее записывать! В молодости я совсем не ценил это свойство: иду по улице, пришло что-то в голову, думаю, ладно, дома запишу. Фиг два! Приезжаю домой, а ничего уже нет...Некоторые мои пьесы запрещались, но я-то писал их без чувства, что делаю что-то запретное.Я не понимал, почему они запретные — просто доставал их оттуда, где они витали. Это и есть творчество. Извините, что говорю такое высокое слово по отношению к себе — я копеечный творец. Гоголь совершенно загадочный творец, Пушкин — сам целая вселенная со всеми противоречиями... Я жалею, что стал такой старый, и уже ничего не влетает в голову, а если влетит, это не будет то, что надо.[b]— Где сейчас идут ваши пьесы? Во МХАТе, «Ее друзья»? [/b]— И еще в каком-то театре, судя по гонорарам, которые мне присылают. А с «Ее друзьями» получилась потрясающая история. Пьеса слабая, она только по инерции запрещалась. И вдруг спустя почти пятьдесят лет ее ставят в Художественном театре у Дорониной. Я был на премьере: полный зал, сидят плачут...Прихожу на второй или третий спектакль — опять битком, тысяча мест с лишком, и опять плачут. Такая тяга к доброте вселяет надежду, что наш народ остается добрым, сострадающим. Не считая выродков, которых называют «новые русские».[b]— А вы сталкивались с новыми русскими, кроме как идя по улице и видя человека в «Мерседесе»? [/b]— Можно сказать, нет. Я абсолютно не против богатых, если их деньги заработаны трудом на благо страны и людей. Я говорю о тех «новых русских», которые добыли деньги путем махинаций.[b]— Виктор Сергеевич, вы по натуре сибарит? [/b]— Нет, скорее холерик. Объездил полмира, лазил на горы и египетские пирамиды.[b]— А что из еды вам понравилось больше всего? [/b]— Китайская кухня. В Лондоне у меня знакомая, очень старая — не знаю, жива ли сейчас. Милая женщина, литературный работник, и написала книгу по кулинарии. Она водила нас в китайский ресторанчик. Я не знаю, что там было: множество судков, в каждом по два-три кусочка, и одно вкусней другого... А из русской кухни люблю жареную картошку.[b]— 21-го августа вам исполнится 85. Где собираетесь отмечать юбилей и о чем в связи с этим думаете? [/b]— Все давлением мучаюсь, вот только что пролежал в больнице три недели. А юбилей будет в Детском театре, он теперь называется Молодежный... Нет, я человек веселый, я оптимист.Все пройдет. И то, что сейчас дурное обрушилось на страну, тоже пройдет. Все равно я русский народ люблю — он любит лениться и не любит зарабатывать. Работа только та хороша, которая тебе нравится. Вот мне моя работа всегда нравилась. В слесарных мастерских мне нравилось, актером быть нравилось, а уж как нравилось пьесы писать...

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.