Объехать пробки по воде
[b][i]Завтра на заседании правительства Москвы будет обсуждаться возможность создания парка водных такси – принципиально нового класса общественного транспорта, который позволил бы по-новому начать борьбу с автомобильными пробками, опозданиями и потерей времени.[/b]Проект, о котором уже подробно рассказывала «Вечерка», представляется перспективным, но отнюдь не простым в осуществлении. Завтрашнее заседание мы предваряем обсуждением различных нюансов этой проблемы.[/i][b]По воде аки посуху[/b]Когда гладь Москвы-реки действительно начнет бороздить водное такси, комплиментарное название нашей городской водной артерии – главная улица столицы – перестанет быть простым эпитетом для путеводителей.Если верить оптимистам, то через пару лет москвичи, отправляясь на работу или за покупками, будут прикидывать: что удобнее – сесть за руль, рискуя увязнуть в пробке, или взять водное такси. Соответственно, река станет прямым конкурентом загруженных автомагистралей. Действительно, одно дело – строить дорогостоящие развязки и дорожные кольца, соединяющие автотрассы, другое – использовать естественный коммуникационный ресурс, благодаря которому, собственно, наш город и возник.Не исключено, что идея превратить водную ширь в транспортную артерию зародилась давно. Видимо, еще в начале шестидесятых годов, когда Советский Союз решил впервые побороться за право принять в Москве международную выставку – ЭКСПО. Тогда вообще планировалось разместить все павильоны на набережных, а водные трамвайчики должны были курсировать вдоль такой выставочной перспективы и доставлять к месту осмотра участников и гостей экспозиции.Пару лет назад в ходе борьбы за право проведения Олимпиады лучшие умы вновь вернулись к идее заставить работать реку в качестве транспортного конвейера, поскольку значительная часть наших спортивных сооружений сконцентрирована опять-таки на ее берегах. К слову, сама идея понравилась тогда делегации МОК, члены которой попросили только предоставить гарантии полной безопасности речных катерков.Впрочем, москвичи не раз уже доказывали, что хорошие идеи не остаются втуне, а потому и без Олимпиады проект транспортного освоения водной поверхности вполне может быть реализован.Однако для того, чтобы водная сказка стала явью, необходимо решить двуединую задачу – проложить оптимальные, потенциально востребованные маршруты и найти или создать подходящий вид судна, одновременно безопасного, эффективного и надежного в эксплуатации.Проще выбрать пиковые по нагрузке маршруты: река, например, позволяет связать Красногорск, переживающий ныне бурное жилищное строительство, с ближайшей станцией подземки, быстрорастущий квартал небоскребов, раньше именовавшийся Сити, – с Киевским вокзалом, с районом Парка культуры, историческим центром города. По реке могут быть связаны и важнейшие городские магистрали – Ленинградское и Дмитровское шоссе. А это опять-таки в теории снизит нагрузку на все столичные дорожные кольца.[b]Катер с «шашечками»[/b]Что касается самого судна такси, то на его роль может быть выбран скоростной малоразмерный катамаран с небольшой посадкой. Как стало известно, такое такси смогло бы взять на борт не менее пятидесяти пассажиров и мчать их по водной поверхности со скоростью тридцать километров в час. Конечно, не глиссер, но если представить, с какой скоростью движется наземный транспорт в час пик, который в Москве ныне растягивается на полдня, то катамаран покажется просто летящим по волнам.Как утверждают специалисты, для эксплуатации таких катамаранов не потребуется строить специальные причалы, они вполне смогут швартоваться у уже существующих пристаней. В отличие, скажем, от катеров на воздушной подушке или на подводных крыльях.Впрочем, возможно, что на первом этапе эксплуатироваться будут куда более скромные плавсредства, которые смогут брать на борт десять-двенадцать человек по примеру Санкт-Петербурга.Важно также, чтобы отобранный для миссии такси катер не производил вредоносного шума, разбавляя гул от потока автомобилей еще и своим жужжанием.Но не менее существенно для того, чтобы водное такси превратилось бы из красивого проекта в реальность, и общее развитие инфраструктуры, в клубок которой вплелись бы и причалы. Нет смысла садиться на борт водного такси, если оно вас высадит в никуда. Необходимо, чтобы причалы стыковались либо со станциями метро, либо, что реальнее, с остановками троллейбусов и автобусов. И от того, насколько связь наземного и водного общественного транспорта будет четкой, зависит успех проекта в целом.Вряд ли кому понравится, сойдя на берег, ломать голову над тем, как перемещаться по городу дальше. Пока же многие пристани на Москве-реке расположены в тихих зеленых уголках, навевающих мысли о тихих воскресных прогулках, а не о ежедневном рабочем темпе.Наконец, есть проблема классической русской зимы, которая далеко не каждый год будет напоминать нынешнюю – аномально теплую. Поэтому и навигация водного такси будет ограничена с апреля по октябрь-ноябрь.Не забудем еще одну «мелочь» – реки остаются в федеральной собственности, а это обстоятельство таит в себе некоторые юридические нюансы, с которыми приходится считаться. Однако борьба с потерями времени, транспортными пробками, улучшение экологии в столице – разве не общая забота всех уровней власти?[b]КСТАТИ[i]Посоревнуемся с Питером?[/b][/i][i]Вопрос о создании системы водного такси рассматривается не только у нас, в Москве, но и в Северной столице – Петербурге, который нынче стремится ни в чем не отставать от Первопрестольной.Впрочем, для Северной Пальмиры с ее бесконечными каналами такая постановка вопроса вполне логична. Традиционно по всем водным артериям Санкт-Петербурга в большом количестве курсировали речные трамвайчики, считавшиеся одним из главных туристических аттракционов. Затем число их маршрутов стало постепенно сокращаться. В игру вступили частные перевозчики, добавившие хаоса на водных перекрестках. Но пару лет назад власти города открыто заговорили о том, что пришла пора более рационально подходить к эксплуатации главных местных природных достопримечательностей – рек и каналов.В Питере сделали выбор в пользу скоростных катеров, способных брать на борт десять-пятнадцать пассажиров. Такой транспорт, учитывая более скромные масштабы Северной столицы, должен иметь возможность доставлять своих клиентов в центр города за пятнадцать-двадцать минут. Предполагается, что такие суда, курсирующие по модели движения обычных «сухопутных» маршруток, можно будет даже вызывать по телефону, как в Венеции. Проект изначально вызвал большой интерес у частного бизнеса.[/i][b]А КАК У НИХ?[i]Лучше любой гондолы[/b][/i][i]Естественно, что Венеция ассоциируется прежде всего с гондолами, которые известны в мире не меньше, чем сам город с улицами-каналами. По воде в Венеции передвигаться действительно проще, поскольку неопытному туристу можно легко запутаться в узких переулках, соединенных легкими мостиками. Однако гости «города влюбленных» предпочитают все-таки не лодки с поющими гондольерами, а так называемый vaporetto – водный автобус. Причем билет можно купить как на одну поездку, так и на сутки. В результате есть возможность сходить с борта катера на берег, а потом вновь подсаживаться на очередной рейсовый vaporetto на любой пристани. Можно вызвать и частное водное такси прямо по телефону, но это намного дороже.Характерно, что водным автобусом пользуются не только туристы, но и местные жители, но тут уж водный ландшафт обязывает.[/i][b]КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «ВМ»[i]Водное такси?.. Инспекция не возражает[/b][/i][i]Накануне заседания столичного правительства корреспонденты «ВМ» обратились к [b]начальнику Государственной инспекции по маломерным судам по городу Москве (ГИМС) Александру Ильичеву[/b]. Вот как он прокомментировал сложившуюся на сегодняшний день ситуацию с водным такси.[/i]– Действительно, идеи, заложенные в основу концепции создания в Москве такого вида общественного транспорта, как водное такси, уже поддержаны правительством Москвы, ГИМС. Особая роль в их разработке и совершенствовании принадлежит Департаменту транспорта и связи Москвы.Между тем, по словам начальника госинспекции, для воплощения подобной идеи в жизнь недостаточно просто разделять ее положения, необходимо решить ряд сопутствующих проблем.– Уже на начальной стадии мы столкнулись с рядом трудностей, требующих к себе определенного внимания, – отметил Александр Ильичев. – Причем все они упираются в законодательную базу.Как отметил наш собеседник, основные сложности возникают при решении вопроса об определении маршрутов движения подобного вида транспорта.– По замыслу инициаторов, водное такси должно будет курсировать по Москве-реке, по акватории которой постоянно следуют различные баржи, буксиры, другие судоходные средства, поэтому необходимо обсудить вопросы как организации движения по реке при возрастании его интенсивности, так и гарантии безопасности прежде всего пассажиров такого типа такси. Напомню, что даже в Северной столице, Санкт-Петербурге, где уже применяют на практике подобную транспортную услугу, маршруты движения водного такси проложены так, чтобы катера не могли выходить на основной фарватер Невы.Немаловажное значение имеют также вопросы аттестации плавсостава и классификации самих плавсредств.– А ведь необходимо регламентировать и порядок допуска к подобному виду деятельности членов восьмидесяти экипажей, – подчеркнул Александр Ильичев. – На данный момент речь идет именно о восьмидесяти единицах водного такси, каждое из которых сможет перевозить не более двенадцати пассажиров.Впрочем, уверен, что на заседании столичного правительства будут расставлены все точки над «i».