Богиня танца
[b]«Искусство Людмилы Семеняки имеет безупречную родословную, являясь частью живой традиции, которой положили начало знаменитые петербургские балерины XIX века», – так восторженно написал о ней известный балетный критик англичанин Клемент Крисп.[/b]Людмила Семеняка – выдающаяся классическая балерина, блиставшая в Большом театре в 70–80-е годы – подлинная звезда вагановской школы, воспитанница опытнейшего педагога Нины Беликовой, ученицы А. Вагановой. Ее талант огранен в жестких рамках петербургского академизма в Мариинском (Кировском) театре, где она делала свои первые шаги.Судьба была благосклонна к начинающей танцовщице, которую на I Международном конкурсе артистов балета в Москве приметили Галина Уланова и Юрий Григорович, возглавлявший тогда балет Большого. И в 20 лет «золотое дитя Мариинки», как называли ее критики, повторяет харизматический путь-восхождение из Петербурга в Москву, до нее проторенный Семеновой и Улановой.70-е годы – это Золотой век Большого театра. На вершине славы Плисецкая, Васильев, Максимова, Бессмертнова, Лавровский, Лиепа… Но они уже в зените своей карьеры, а среди молодежи – острый дефицит потенциальных прим.И тогда Большой раскрывает свои двери «чужестранкам». Так в театре появляются и Надежда Павлова из Перми, и Нина Семизорова из Киева. Но первой была Людмила Семеняка. К ногам юной балерины Большой вальяжно бросает весь классический репертуар, все спектакли главного балетмейстера Юрия Григоровича, которому Семеняка безгранично доверяла.Творческой школой для нее стало и общение с великими танцовщиками и балеринами Большого. Ее педагогом была сама Галина Уланова, кредо которой – «понимать, для чего выходишь на сцену» – она запомнила на всю жизнь.В театре Людмила Семеняка находит и свое личное счастье: ее пленил премьер Большого Михаил Лавровский. «В 10 утра мы расписались, а в 11 утра уже были в театре у балетного станка», – вспоминает Людмила Ивановна. Сам Лавровский рассказывал: «Меня покорили в ней чистота, изящество и непринужденность танца. Она напоминала драгоценную фарфоровую статуэтку, которая оживала, чтобы предстать принцессой, сказочной и грациозной, которую обуревали страсти. Людмила Семеняка – прирожденная классическая балерина – красивая, складная, живая. Но в ее исполнении была не сухая выхолощенная классика, которой в состоянии восторгаться исключительно профессионалы, это была классика чистейшей воды, согретая эмоциями. Не растеряв ленинградского хрусталя, в Большом эта звездная балерина приобрела московскую славу. Семеняка была крупнейшим и умнейшим профессионалом, хотя весьма своенравным. Ее переполняли разные эмоции – она все по-своему видела и воспринимала. Работать с ней было то вдохновенно и легко, то – ох как трудно!» Именно в Большом Людмила Семеняка достигла вершин в своей карьере, получила всеобщее признание в балетном мире. В технике танца ей не было равных, виртуозные па она делала без сучка и задоринки, а как Семеняка танцевала на пальцах (по-балетному – па-де-бурре) – до сих пор остается легендой. Ее индивидуальность контрастно сочетала лукавую женственность и непредсказуемый холерический темперамент. В жизни про это говорят: «то к сердцу прижмет, то к черту пошлет», а на сцене нервный темперамент провоцировал резкие переходы от мажора к минору, неожиданные всплески и импровизации. Порой она была абсолютно бесшабашной, как и положено примам.Легенды и мифы сопровождали ее всю жизнь. А ее стихийно-молниеносные замечания во время спектакля, прямо со сцены, «заснувшему» дирижеру, неловкому партнеру или болтающему во время танца кордебалету вошли в анналы балетоманской летописи. Но это лишь штрих к характеру, а главное, конечно, в другом. Непревзойденные никем творения – Раймонда, Аврора, Валентина из «Ангары», принцесса Флорина – хранят на себе печать ее индивидуальности.В конце своей карьеры Людмила Семеняка выступает с Английским национальным балетом, танцует в Шотландии. Но ее «ртутная» сумасшедшинка и неуемность остались недооцененными чопорными островитянами. По-видимому, Лондон 90-х годов был не ее «местом и временем». Она возвращается в Москву, изредка появляется на сцене Большого, начинает педагогическую деятельность. И тут благосклонная судьба готовила балерине роскошный подарок: едва ступив на стезю педагога-репетитора Большого театра, Л. Семеняка становится наставницей Светланы Захаровой, только что перебравшейся в Москву из Мариинского театра. Как когда-то было с самой Людмилой Семенякой. Педагог старательно передает ученице секреты своего мастерства. Сегодня Светлана Захарова – ведущая солистка балета Большого театра. История повторяется на новом витке. А с ней продолжается и новая жизнь Людмилы Семеняки.На вопрос, как она относится к своему юбилею, Людмила Ивановна говорит:– День рождения – это каждый день, когда благодаришь Бога и мать, которые позволили появиться на свет. День рождения – это не повод к самосозерцанию и самолюбованию. А отмечаю я свой день рождения, когда в этом есть необходимость. День рождения – это когда ты нужен, когда тебя помнят. Вот и сегодня, вы позвонили – и я отмечаю день рождения.