Утка с рогами
[b]О турникетах в наземном общественном транспорте написано столько, что, кажется, столичная общественность знает о них все.[/b]Также известно, что в соответствии с постановлением правительства Москвы «О развитии наземного общественного транспорта города Москвы и его материально-технической базы на период до 2006 года» ГУП «Мосгортранс» закупает автобусы и троллейбусы, адаптированные для инвалидов-колясочников и пассажиров с ограниченным зрением. Для граждан с ограниченными возможностями на второй двери транспортного средства монтируется так называемый Информационно-регистрирующий терминал (ИРТ), который позволяет попадать в салон, минуя узкий и, по большому счету, неудобный турникет у передней двери. ИРТ к тому же позволит получать информацию о сроке действия и количестве оставшихся поездок на бесконтактном билете. Остальные пассажиры, как и прежде, будут пользоваться уже давно знакомым валидатором.И вдруг откуда-то возникло и стало распространяться мнение, что нововведение коснется всех пассажиров – якобы на вторую дверь всех столичных автобусов и троллейбусов планируется установить «рога», которые станут причиной «давки» при высадке-посадке. На самом деле никакие новые турникеты в транспорте не появятся. А те меры, которые предпринимают власти города, направлены лишь на улучшение условий жизни тех, кому труднее приспособиться к стрессовым условиям мегаполиса.Кто и, главное, зачем запустил «утку» о дополнительных турникетах на московском общественном транспорте – не очень ясно. Странно еще и другое: время от времени столичные власти критикуют за то, что проект по установке турникетов на общественном транспорте слишком дорог. Да, 40 миллионов долларов – сумма, конечно, немалая, однако она себя полностью оправдывает и приносит немалый доход как транспортным предприятиям, так и городскому бюджету (прежде всего – за счет сокращения обременительных расходов по дотированию транспорта).Работа по установке системы была осуществлена за счет привлечения коммерческих кредитов Банка Москвы, погашение которых завершается уже в этом году. Дополнительный доход от внедрения турникетов позволил снизить объем бюджетного финансирования при закупках подвижного состава, повысив удельный вес собственных средств «Мосгортранса» до 50%. А это 2 миллиарда рублей, то есть, по нынешним временам, почти 80 миллионов долларов, ежегодно. Кроме того, дополнительный доход позволил предприятию повысить заработную плату сотрудникам. Стоило ли вкладывать деньги? Ответ очевиден.В Департаменте транспорта считают, что эта реформа, начавшаяся в 2001 году, помимо положительного экономического эффекта создала предпосылки для вовлечения частных компаний в обслуживание москвичей по единому созданному в Москве образцу. Ожидается, что частники не только воспользуются опытом «Мосгортранса» для контроля оплаты проезда, но и станут лучше реализовывать меры социальной поддержки населения. Что уж говорить: качество обслуживания в частных автотранспортных предприятиях оставляет желать много лучшего, и если за образец они возьмут систему «Мосгортранса», хуже точно никому не будет.Городские власти уже готовы к такому повороту событий: контролировать качество обслуживания как государственных, так и частных операторов вскоре будет государственное учреждение «Дирекция заказчика на транспорте». Это современная высокотехнологичная служба по планированию городского заказа на пассажирские перевозки, их конкурсному размещению и контролю над исполнением законодательства по правилам пользования наземным городским транспортом.Подобный подход, который сочетает в себе административные и рыночные механизмы, предоставляет реальную возможность решать социальные задачи на общественном транспорте. А решение, которое поможет инвалидам чувствовать себя в городе не людьми второго сорта, а полноправными гражданами, можно только приветствовать.