О чем молчали газеты 30 лет назад
[b]1–9 февраля[/b]. Именно в те февральские дни взошла звезда ныне популярного юмориста Владимира Винокура, который стал одним из лауреатов VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады. О самом конкурсе советские СМИ, естественно, писали, но перипетии участия в нем Винокура остались за кадром. Сегодня этот пробел можно восполнить.Владимир Винокур в те годы был профессиональным певцом – выступал в составе ВИА «Самоцветы» как солист, но параллельно исполнял и пародии на известных артистов. У него был номер «Осечка», который имел хороший прием у публики, и именно его Винокур и рискнул вынести на суд жюри Всесоюзного конкурса. Причем на тот момент «Самоцветы» находились на гастролях в Белгороде, но это не остановило Винокура – он отправился в Москву. Хотя, честно говоря, особых надежд на успех у него не было.Между тем членам жюри «Осечка» понравилась, и Винокура допустили на второй тур, который должен был состояться 4 февраля. И тут перед молодым артистом встала серьезная проблема. Его вызвал главный режиссер Театра эстрады Александр Конников и сказал: «Володя, ты сделал пародийный номер. А в комиссии много известных артистов. Короче, тенденция – против пародии. Лучше будет, если ты какой-нибудь монолог прочитаешь». Далее послушаем рассказ самого Винокура: «Легко сказать «какой-нибудь»! Его еще и взять где-то надо. Компания у нас была молодая, загульная: Леня Якубович (нынешний ведущий «Поля чудес»), Марк Спивак.Звонят мне и говорят:– Приезжай к нам на стройку. Миша Кочин и Леня Якубович написали для тебя номер.Марк в то время работал мастером на строительном участке, а Леня в пуско-наладочном управлении по теплоизоляции трубопровода. Строили Крылатское.Я приехал на стройплощадку, прочитал текст «Монолога старшины». Мне он понравился тем, что герой в нем был живой, добрый человек с мягким юмором.– Мне нравится, – говорю, – но надо режиссеру показать, Сереже Дуганову.Поехали. «Москвич» – «каблучок». Впереди, рядом с водителем, – Марк. А сзади, в кузове, бочка с краской. Ее надо было перевезти на другой объект. Мы с Леней садимся к бочке. Едем. Придерживаем бочку руками, потому что от тряски она плюется краской. На Лене – пальто «навыход», перелицованное, от отца. Все перемазались в краске. Кое-как доехали, выбрались из машины, чумазые как черти.На наше счастье, Сережа номер одобрил».Конкурс завершился в среду, 9 февраля. Владимир Винокур получил в речевом жанре вторую премию (первая досталась Любови Полищук, третья – Илье Олейникову и Роману Козакову), разделив ее с актером театра на Таганке Леонидом Филатовым (он мастерски читал литературные пародии собственного сочинения). Премия равнялась 105 рублям и, едва попав в руки победителей, была мгновенно потрачена в ресторане.В день завершения конкурса состоялся заключительный концерт лауреатов. Вот как об этом вспоминает Леонид Якубович: «Володя Винокур позвонил мне совершенно ошарашенный – он прошел конкурс.– Ты должен присутствовать на концерте лауреатов, – сообщил Вова.Я не знал, где находится Театр эстрады, потому что в то время был очень далек от «шоу-бизнеса». Я же строитель! Какая может быть эстрада? Я выяснил у него, где находится Театр эстрады. Приехал и оказался брошенным в чужом, незнакомом мне обществе. На меня постоянно нападали странного вида люди и требовали тексты. Я пытался им объяснить, что у меня нет никаких текстов. Они страшно обижались и что-то бурчали мне вслед.Потом был концерт лауреатов, и я с огромным удивлением обнаружил, что из того, что мы написали, получился настоящий эстрадный номер.Я не узнал Вову на сцене. Это был совершенно другой человек, в костюме и даже выше ростом. У него был мягкий, я бы сказал, интимный стиль общения со зрителем. Ему аплодировали. А в конце объявили, что авторы «Монолога старшины» – Леонид Якубович и Михаил Кочин. Нас с Мишей вытащили на сцену, и я тогда как-то по-новому услышал фамилию – Винокур».