По законам «Форпоста»
[b]Цель фестиваля – пропаганда отечественного кинематографа военно-патриотического направления, проведение ретроспективных показов лучших фильмов о русском солдате – защитнике Отечества.[/b]Мы уже привыкли, что слово «кинофестиваль», в общем, имеет гламурный смысловой оттенок. А киноискусство, еще так недавно бывшее «важнейшим из искусств», теперь низведено до состояния абсолютно конформистского вида творчества, чья основная задача – удовлетворить желания большей части общества.«Пипл хавает!» – эта емкая фраза, брошенная когда-то, кажется, Титамиром, давно стала и девизом, и оправданием беспринципности сегодняшнего кинематографа.Немногие по-настоящему талантливые киноработы, время от времени случающиеся, в арифметических расчетах продюсеров принципиально ничего не меняют.Конечно, продюсеры, может, и рады бы делать толковые фильмы, но экономика жестко диктует свои правила – лишних денег не бывает, и чтобы создавать, надо получать – их ли вина, что продаются не те картины? Тем удивительнее редкие кинособытия хорошего вкуса и содержания, подобные фестивалю «Форпост». Мероприятие абсолютно некоммерческое, и в силу этого имеющее право говорить со зрителем, не подстраиваясь под его вкусы.На этот раз организаторы привезли с собой фильмы «Александр Маринеску – атака века», режиссер Валерий Удовыдченков, «За спиной была Москва», автор Юрий Бирюков, «Живи и веруй», режиссер Сергей Роженцев, художественный фильм «Прорыв», режиссер Виталий Лукин и другие ленты.Президентами фестиваля «Форпост» в разные годы были известные актеры – Михаил Ножкин, например, который сыграл незабвенного Бекаса в тетралогии о советских контрразведчиках; Ия Нинидзе, которую мы любим по фильмам «Небесные ласточки», «Мелодии Верийского квартала»… А вдохновителем и мотором всего действа всегда был и есть один человек – генеральный директор фестиваля, кинорежиссер, продюсер Константин Робакидзе. С ним корреспонденту «ВМ» удалось поговорить в Североморске.[b]– По каким критериям отбираются фильмы на фестиваль «Форпост»?[/b]– Мы везем документальное кино и новые художественные фильмы, которых никто не видел, которые сейчас, к сожалению, не нужны нашему телевидению. Потому что в них воспевается русский солдат, русский офицер, русский матрос, а это некоммерческие темы.[b]– Обычно фестивали организуются по коммерческому принципу, с привлечением рекламы, спонсоров. У вас этого нет. А деньги, наверное, нужны немалые? Как вам удается решить эту проблему?[/b]– Я всегда говорил: «Москва – центральный регион России, и она должна показывать другим регионам качественное кино». С этой мечтой я пришел в московское правительство, и меня поддержали. Юрий Михайлович дал денег, дай Бог ему здоровья. Частично еще управление кинематографии, а организационно нам помог Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в лице его председателя Алексея Александрова. Только так все и получилось. Ведь никому ничего не нужно сейчас. Помню, я продюсировал концерт Валерия Ободзинского, вот в перерыве мы с ним выходим, и он мне говорит: «Костя, ты нацмен, и я нацмен, а мы с тобой поднимаем русскую культуру. Кто? Грузин и кабардинец». Никому ничего не нужно. А жаль![b]– У вас нет ощущения, что вы воюете с ветряными мельницами? Что, по большому счету, изменить ситуацию, выправить нравственный и духовный перекос общества один вы не в состоянии?[/b]– Знаешь, я грузин, но родился в Магадане, у меня закалка магаданская. Я не сдамся. Я не понимаю, когда отмывается куча денег, а потом пропивается. Вот еще тебе историю расскажу. Делаю концерт к юбилею Зацепина. Сидим в Доме кино в буфете. Подходит ко мне мальчик, с ним девочка. Он говорит, она должна петь песню «Где-то на белом свете» в твоем концерте. Если она споет – 10 тысяч долларов. Я говорю – нет. Он кладет еще пачку. Я говорю – нет. Он положил пять пачек. Приходит народ, тихо обалдевает. Она у меня никогда петь не будет. Костя Робакидзе никогда в жизни не продавался.[b]– Фамилию назовете?[/b]– Я могу сказать фамилию, но промолчу. Понимаешь, у меня другая задача. Я хочу показать молодежи эстрадную классику советскую, в ней ничего плохого не было. Посмотри на сегодняшнюю эстраду, где одни умба-умба-цумба, где музыки вообще никакой нет и слов нет. Что они поют – это безобразие. И еще я хочу показывать хорошее кино.[b]– Ну, так сделайте два коммерческих проекта, а на прибыль – покажите хорошее кино…[/b]– Я же говорю, Робакидзе не продается. Я никогда не буду продюсировать конкурсы красоты, вот эти «Мисс ножки», «Мисс грудь» и все в таком духе. Мои темы – ретроконцерты: фестиваль «Песни прошлых лет.Это было недавно, это было давно», например, юбилейные концерты Людмилы Лядовой, Александра Зацепина, понимаешь? Мне интересны те, кто делал реальные, качественные вещи. Это же такие люди! Вот баба Капа Лазаренко умерла. Тетка была – королева. Баба Геля умерла Великанова. Я со всеми ними дружил.А Аида Ведищева, Зоя Федорова – кто их теперь помнит, кому они нужны? Кстати, в этом году исполняется 100 лет Зое Федоровой. Я мальчишкой приехал из Магадана именно к ней, к бабе Зое. Она сказала: «Красивый молодой пацан – будешь работать у меня в программе». То есть дала мне путевку в жизнь, как говорится. И когда я делаю свои проекты, я их делаю и для них тоже, в память и в знак благодарности. Вот ты помнишь, кто такая Анна Герман?[b]– Конечно. У нее звезда была на Площади звезд у «России».[/b]– Звезду для Анны Герман, как и для Валерия Ободзинского пробивал я. И это было нелегко. Помню, чиновник один, не буду называть его фамилию, говорил мне: «Да кто такая эта Анна Герман?» А во-вторых, по закону мы не имеем права закладывать звезду Анне Герман, потому что она иностранка. И тогда я пошел к Людмиле Ивановне Швецовой с письмом, которое подписали Евгений Матвеев, Александра Пахмутова, Иосиф Кобзон. И только с помощью Швецовой все решилось.У меня есть тысячи часов записей – аудио, видео этих артистов. Ко мне приходят с телевидения, говорят – продай. Я им говорю: ни копейки не прошу, не хочу денег. Просто покажите народу, пусть люди видят, что было нормальное советское русское искусство. Вот что я хочу.[b]– Я вернусь к фестивалю. Каковы итоги конкурса?[/b]– В этот раз у нас не было конкурса фильмов, поэтому награждаем дипломами всех, все заслужили. А вот на следующем фестивале, который состоится в августе этого года в Волгограде и будет посвящен Сталинградской битве, планируется большая конкурсная программа, мы привезем много документальных лент и художественных фильмов.[b]КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ «ВМ»[i]Андрей ИНОЗЕМЦЕВ, заместитель председателя Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы:[/b]21 февраля 2006 года было принято Постановление правительства Москвы № 120-ПП об оказании содействия в подготовке и проведении 100-летнего юбилея отечественного подводного флота и 43-го международного конгресса подводников. Этим постановлением в числе прочих мероприятий было запланировано проведение межрегионального фестиваля военно-патриотического кино «Форпост».Мы считаем проведение фестиваля военно-патриотической направленности важной частью воспитания подрастающего поколения, а также серьезной моральной поддержкой военноcлужащих, моряков и офицеров, ветеранов Вооруженных сил и в принципе поддерживаем проведение подобных фестивалей и в дальнейшем.Фестиваль нужен хотя бы в силу того обстоятельства, что далеко не всегда можно увидеть звезд российского и советского кино вот так запросто и вблизи. И, подводя итог нынешнему кинофоруму, можно сказать – хорошо, что такое неформальное общение с высоким искусством, все участники которого продемонстрировали высший профессионализм, состоялось.[/i]