Наш девиз – поглубже вниз
[b]Куратор этой необычной выставки – Марат Гельман, и этим все сказано. С помощью своих любимых художников (на экспозиции собралось около 40 авторов и коллективов) он как будто заявляет: эпатировали и эпатировать будем, на том стоим.[/b]Правда, по словам самого Гельмана, что провокационно для одних, для других таковым не является. И вообще, что уж тут поделаешь, если художники думают о таких вещах, о которых кто-то другой помыслить стесняется.Способны ли вы пуститься за авторами в путешествие даже по самым низменным материям, иными словами, друг вы или враг, проверяется уже у входа на экспозицию. Там прямо на полу расположилась объемная работа Дмитрия Цветкова под названием «Какашка художника». Не подумайте ничего плохого: выполнена она из материи, и вообще, по словам Гельмана, «довольно эстетична». Но найдутся те, кто после такого вступления развернется и уйдет. Куратору, похоже, того и надо: он ведь собирает на выставке единомышленников.Конечно, столь провокационно здесь далеко не все. И есть множество интереснейших вещей более нейтрального свойства.Но… на одной из стен видишь маленький плакатик: «Лицам до 18 лет с неустойчивой психикой смотреть не рекомендуется». Он, как оказалось, касается одной работы, но повесить его можно было бы еще перед несколькими здешними экспонатами.Кое-что на «Дневнике художника» дается как бы в пику классическим образцам. Если автопортрет – то не в мастерской, с атрибутами искусства, а на толчке в туалете. Вместо «Портрета с Саскией на коленях» – серия «Художник и его муза»: фото совокупления толстячков мужеского и женского пола (творение «Синих носов»).Марат Гельман свой «Дневник художника» комментирует так: «Мы думали, какую выставку сделать к Московской биеннале, и решили: основная русская проблема – отношения художника и зрителя. В принципе, сегодня существует два распространенных стереотипа, касающиеся современного художника. Считают, что это либо радикал, арт-террорист, все действия которого направлены на привлечение внимания масс-медиа. Либо тот, кто занимается попсой, коммерцией, пишет портреты Путина. Мы хотели показать реальных художников, чтобы они приоткрыли свои души, двери своих мастерских и высказались о самих себе и своих коллегах. При этом на нашей выставке вы не найдете пафоса художника-учителя, говорящего сверху вниз о высоких темах».Интересно сравнить «Дневник художника» с выставкой «Верю», которая тоже проходит в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Казалось бы, они абсолютно полярны. «Верю» призывает обратиться к религиозности. А на экспозиции в ЦДХ мстительный Авдей Тер-Оганьян вывешивает полотно, где белым по черному написано: «Бога нет».Олег Кулик, куратор «Верю», называет свою выставку «проектом художественного оптимизма». «Дневник художника» – пессимистичен насквозь.Интересно, что некоторые авторы и объединения умудрились поучаствовать и в той, и в другой выставке. А Марат Гельман о «Верю» высказался следующим образом: – Художники в проекте Кулика на призыв к духовности не отреагировали, поэтому он получился удачным.[b]P.S.[/b] [i]Галерист также сообщил «Вечерке» последние новости о последствиях октябрьского погрома. Следствие по нему продолжается до сих пор. Работы «Синих носов», конфискованные осенью на границе, галерее все-таки вернули.[/i][b]Выставка продлится до 10 марта.[/b]