Очевидец незримого
[b]В Музее личных коллекций Пушкинского экспонируется около 140 живописных и графических произведений художника, который, кстати, по рождению тоже был столичным жителем.[/b]Ирина Антонова, предваряя открытие выставки, сказала, что Павел Филонов – исключительно сложный для восприятия художник, поэтому зрителям надо сделать над собой усилие, прежде чем войти в его внутренний мир и понять суть его творческого метода. Но наш народ не испугаешь. Если он часа три стоял на Глазунова и даже что-то смог после этого связно рассказать, то не Филоновым единым, как говорится…Хотя, если серьезно, то в расхожем ряду русского авангарда, где знаменитая четверка имен – Малевич, Шагал, Кандинский, Татлин, известна каждому любителю изобразительного искусства, Филонов стоит особым образом. Не по значимости или гениальности. Он не вписывался в этот круг по теории, им самим придуманной. Всю жизнь Филонов находился в поисках единственно верной формулы искусства, которая позволила бы в живописных произведениях отражать не только внешность, но и внутреннюю суть предметов и явлений. Идя против «застылости» геометрических форм в кубизме, не соглашаясь с «асфальтовой», урбанистической культурой футуризма, Павел Филонов создал «аналитическое искусство».Полотна художника – эта сложная вязь сегментов, прожилок и точек. Своеобразный намек на то, что для Павла Филонова картина всегда была живым организмом, превращаемым кистью художника в дерево, цветок, животное или человека.Только покровы с них сдернуты, они обнажены до самой сердцевины мироздания (порой и до костей!), но такова трактовка, научный статус самого художника.Недаром в своих названиях он явно тяготел к слову «формула»: «Формула весны», «Формула вечности», (и даже!) «Формула империализма». Однако не только художником был Павел Филонов, но и философом. Именно философские размышления нередко определяли художественный строй его картин: «Запад и Восток», «Восток и Запад» и «Пир королей». Символично, но именно эта картина, «сделанная» еще в 1913 году сопровождала художника даже после смерти. Умерший в 1941 году в блокадном Ленинграде, художник еще несколько дней лежал в холодной комнате, накрытый своей картиной «Пир королей».Яростное преследование при жизни, забвение после смерти…В истории отечественного изобразительного искусства как бы не существовало такого художника. Оставалась лишь легенда о нем, изустно передаваемая его учениками. Павел Филонов был далек от коммерции и все свои работы завещал Русскому музею. Сестра выполнила его волю. Долгожданная первая выставка открылась в 1989 году.Но это все о художнике. А теперь несколько слов о самой выставке. Прямо скажем, события не получилось. И не оттого что в Пушкинском, избави Бог, не умеют этого делать. Просто на этот раз здесь решили избежать сильных эффектов и не экспериментировать. Любители изобразительного искусства отлично знают, что здание Пушкинского – это одно, а Музей личных коллекций – нечто иное.Для картин, для зрителей. И для нашего восприятия. А потому выставка шедевров Павла Филонова оказалась, мягко говоря, обыденной. Этому способствовали и тесные, плохо освещенные залы. А ведь картины, и особенно рисунки, Павла Филонова требуют длительного рассмотрения. И не терпят толкотни, которая не столько утомляет, сколько отвлекает зрителя.Небрежный дизайн, выполненный художником Борисом Мессерером, выглядит нарочито неаккуратным и примитивным.Но сходить на Филонова все же очень даже стоит. Чтобы иметь хотя бы начальное представление обо всем творчестве художника. Нынешняя экспозиция все же позволяет это сделать. Выставка работает до 11 марта.