Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Нелегкий писатель Приставкин

Развлечения
Нелегкий писатель Приставкин
Ольга Кузьмина / Фото: IVANDIKOV IGOR
Пару лет назад в книжном магазине пытливый ребенок лет десяти требовал маму купить ему книгу «Король Мармелажка Первый». То ли забыв, о чем она, то ли не зная этого вовсе, мама отмахивалась: «Да хватит сказки читать, пора начинать читать что-то более серьезное...». Такой вот забавный вышел казус. Книга про «Мармелажку» стала последним произведением, которое написал Анатолий Приставкин. Сегодня, 17 октября, ему исполнилось бы 85 лет.

Да, сказочное название когда-то обмануло многих. За нарочито легкими, игровыми словами на обложке скрывалось своего рода завещание писателя: роман был наполнен осмыслением всего пережитого и фантастически переданной связью времен – дни современные перемежались в нем яркими картинками из прошлого. Впечатление от прочтения было удивительным и напоминало катание с горки: дыхание перехватывало то от невероятно быстрого спуска вниз, в глубину веков, то подбрасывало вверх, в болезненно-узнаваемое сегодня. Так и приходило понимание, что это все равно – одна горка, цельная и неразделимая.

Приставкин начал печататься давно, но массовый читатель полюбил его в перестройку. Со стороны Анатолий Игнатьевич производил впечатление ну разве что не баловня судьбы – спокойный, с мягкой улыбкой, в элегантном костюме. Глядя на него, невозможно было представить, что в его «заплечном мешке» были и сиротство, и скитания беспризорника, и очень раннее взросление и болезненное понимание происходящего. Его собственная жизнь тоже была романом, прожитым без купюр. И не имея того опыта, что был у него, и не перенеся столько испытаний, он, конечно, не написал бы свою «Тучку». И если мировой бестселлер «Над пропастью во ржи» брал за душу своей откровенностью, но все же оставлял ощущение талантливого художественного вымысла, то приставкинская «Тучка» душу рвала на куски и читалась как чистая документалистика.

Он никогда не писал «легких» вещей. Каждая его книга – это чтение непростое, болезненное, литература для думающих. Его книги не затронул эффект старения – написанные давно, они могли бы, конечно, потерять актуальность, съежась до состояния лишь временно актуальной литературы, но этого не произошло. Более того – какие-то детали в написанном им с годами проступают только ярче.

В следующем году исполнится тридцать лет с момента выхода его знаменитой «Тучки». Не знаю, будет ли это отмечаться как-то особенно, но хотелось бы. Кстати, в «Азбуке» ко дню рождения Анатолия Игнатьевича эта книга выходит с юбилейным посвящением и вступительными статьями его вдовы, Марины Приставкиной, и доктора филологических наук Игоря Волгина. Может быть, новое издание подарит повести второе дыхание – увы, многими она подзабылась.

8 июля 2008 года он написал иронично: «Не пишите обо мне воспоминаний, все равно наврете...». А через три дня его не стало. И не вспоминать – не получается...

Мнение колумниста может не совпадать с точкой зрения редакции газеты «Вечерняя Москва»

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.